Коучинг в бизнесе
Модель компетенций коуча, работающего в бизнес-среде
Модель компетенций соответствует международному взгляду, она основана на анализе практики международных профессиональных сообществ executive-коучей и коучей, работающих в бизнесе.Бизнес-коуч/executive-коуч умеет работать с клиентом, используя модели разных школ и направлений коучинга, знания о бизнесе и психологии, передовые практики применения коучинга в организациях во всем мире.
Executive-коуч совмещает в сессии несколько направлений, например, коучинг, индивидуальное консультирование, обратную связь по системе оценки и др.
Коучинговый формат является частью процесса профессиональной услуги. Современные тенденции в бизнес-среде призваны удовлетворить потребности клиентов в этичном, профессиональном и комплексном оказании услуги.
Уровни квалификации:
Сертифицированный коуч-практик
Сертифицированный коуч-профессионал
Сертифицированный коуч-мастер
Модель компетенций
- Профессиональные стандарты.
- Заключение долгосрочного контракта в коучинге.
- Заключение соглашения на коуч-сессию.
- Установление доверительных отношений.
- Управление качеством внимания в коуч-сессии.
- Активное и глубокое слушание.
- Эффективные вопросы.
- Проявление коуча в сессии.
- Поддержка клиента в процессе развития.
- Профессиональное развитие коуча.
Системные основы коучинга
Создание осознанности
Устойчивое долгосрочное развитие
-
-
Профессиональные стандарты
— Роль, принципы, этика коучинга —
Коуч-сессия — это партнёрский диалог коуча и клиента, структурированная рефлексия, основанная на понимании себя клиентом в настоящем времени, осознавании своих ценностей, целей, видения будущего, значимых решений, возможностей и действий.
Философия коучинга: коучинговое взаимодействие построено на основе партнерских взаимоотношений коуча и клиента. Коуч воспринимает клиента как человека, обладающего потенциалом для достижения собственных целей.
Клиент в коучинге готов к достижению значимых для него целей и развитию необходимых качеств.
— Клиент в коучинге готов —
- брать ответственность в парадигме «взрослый-взрослый»;
- исследовать свои ситуации и искать решения, отвечая на предлагаемые коучем способы стимулирования осознанности;
- совершать действия для своего прогресса.
-
- Коуч руководствуется в своей деятельности:
- этическим Кодексом Федерации;
- профессиональными компетенциями коуча Федерации.
- Коуч руководствуется в своей деятельности:
-
- Коуч соблюдает высокие стандарты честности и добросовестности в отношении предоставления своих профессиональных услуг. Это означает соблюдение всех соглашений, заключенных в контексте отношений бизнес-коучинга, а также соблюдение юридических и этических обязательств перед клиентом и другими лицами, которые вовлечены в коучинговое взаимодействие (например, спонсор, организация, коллеги).
-
- Коуч четко различает коучинг и другие виды профессиональной помощи, такие как наставничество, менторинг, психотерапия, консультирование, супервизия и др., и объясняет клиенту при заключении контракта, какие конкретно методы он может предложить клиенту и как он будет осуществлять переход от метода к методу.
-
- Коуч может совмещать различные методы в рамках одной сессии при обязательном условии, что коуч четко обозначает и согласует с клиентом переход от одного метода к другому и смену своей роли в рамках метода.
Например, коуч при необходимости может предложить:- менторинг;
- индивидуальную консультацию;
- психотерапию;
- индивидуальный тренинг;
- супервизию и др;
- Коуч может совмещать различные методы в рамках одной сессии при обязательном условии, что коуч четко обозначает и согласует с клиентом переход от одного метода к другому и смену своей роли в рамках метода.
- Коуч признает пределы своей компетенции и, при необходимости, перенаправляет клиента к другим специалистам.
-
-
-
Заключение долгосрочного контракта в коучинге
-
-
Соблюдение делового и организационного контекста для заключения контракта с организацией
- Коуч понимает важность и значимость делового и организационного бизнес-контекста./li>
- Коуч обладает знаниями в области фундаментальных бизнес-инструментов и процессов.
- До заключения договора коуч понимает, что у него есть соответствующий уровень корпоративных знаний о заказчике, чтобы понять потребности клиента и его организации в области развития, коммерческих целей, карьерного движения и корпоративной культуры.
- Коуч убеждается, что коучинговое взаимодействие должным образом согласовано с контекстом организации клиента.
- Коуч знает о соответствующих ценностях, этических практиках, соглашениях о конфиденциальности, деловых практиках и политике управления персоналом в организации клиента и отказывается от работы, если они негативно влияют на процесс коучинга.
- Коуч знает о соответствующих правилах проведения коучинга в организации и стандартах, в контексте которых он будете работать, и намерен придерживаться этих правил и стандартов.
- Коуч действует в рамках своей совести и ценностей.
-
-
-
Заключение соглашения о коучинговом взаимодействии (устное и письменное)
- Коуч предварительно составляет четкое и эффективное соглашение об отношениях между коучем и клиентом и убеждается, что клиент понимает условия, уточняет соглашение, когда это необходимо./li>
- Коуч создает комфортный процесс согласования будущей работы для клиента и других лиц, участвующих в процессе развития клиента.
- Коуч собирает точки зрения всех заинтересованных сторон относительно долгосрочной цели клиента.
- Коуч четко разъясняет клиенту, чего ожидать от услуг бизнес-коучинга, уделяя особенное внимание результатам, способам их достижения, измерения т оценки.
- Прежде чем начинать работу, коуч убеждается, что существует соглашение о конфиденциальности, в котором указывается, какая информация будет и не будет передаваться, при каких обстоятельствах, кому и как.
- Коуч соблюдает согласованные условия конфиденциальности, за исключением случаев, когда они заменяются вопросами здоровья, безопасности, этики или законности.
- Коуч защищает оценку, производительность и другие персональные данные клиента в объёме, указанном в соглашении о конфиденциальности.
- Коуч определяет соответствие между собственным опытом, стилем ведения коучинга и потребностями, ожиданиями потенциального клиента.
-
-
Создание долгосрочного контракта
- Коуч заключает контракт о четком и эффективном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами.
- Коуч выявляет ключевую потребность клиента на долгосрочный контракт.
Коуч исследует контекст запроса клиента.
Коуч исследует восприятие клиентом своей ситуации.
Коуч исследует восприятие клиентом себя в долгосрочной цели. - Коуч заключает соглашение с клиентом о целях коучинга в долгосрочной перспективе.
- Коуч помогает клиенту создать измеримые доказательств результатов достижения цели на долгосрочный контракт.
- Коуч помогает клиенту создать план развития в рамках достижения долгосрочной цели.
- Коуч помогает клиенту создать пошаговый план для достижения долгосрочной цели и наметить промежуточные результаты.
- Коуч предлагает для согласования с клиентом рабочее соглашение о характере отношений коуч-клиент (например, роли, обязанности и границы).
- Коуч имеет чёткую договоренность с клиентом о способе ведения заметок и/или записи сессий (например, в целях управления прогрессом клиента).
- Коуч имеет четкую договоренность с заинтересованными сторонами о периодичности и формате обсуждения промежуточных результатов клиента.
-
-
-
-
Заключение соглашения на коуч-сессию
Соблюдение делового и организационного контекста для заключения контракта с организацией
- Коуч выявляет потребность клиента в текущей сессии.
- Коуч исследует контекст запроса клиента.
- Коуч исследует восприятие клиентом своей ситуации.
- Коуч помогает клиенту осознать себя в ситуации запроса.
- Коуч уточняет у клиента цель на коуч-сессию. Коуч и клиент одинаково понимают цель клиента на сессию.
- Коуч помогает клиенту создать измеримые доказательства (результаты) достижения цели на сессию. Коуч и клиент одинаково понимают результаты клиента на сессию.
-
-
-
Установление взаимных доверительных отношений
Установления взаимного доверия и честного общения с клиентом
- Коуч доверяет клиенту как зрелой свободной личности, себе как профессионалу, коучингу как методу
- Коуч уважает личность клиента и проявляет уважение в своей работе.
- Коуч демонстрирует искреннюю заботу о благополучии и успехе клиента.
- Коуч твердо верит в безграничный потенциал клиента.
- Коуч выполняет все взятые на себя обязательства и обещания.
- Коуч откровенно делится своими ценностями, взглядами, убеждениями и эмоциями, когда это уместно.
- Коуч поощряет клиента брать на себя новые и сложные задачи, предоставляя соответствующую поддержку.
- Коуч создает обстановку безопасности и защиты при работе с деликатными вопросами (например, при работе со страхами).
- Коуч демонстрирует готовность рисковать.
-
-
-
Управление качеством внимания в коуч-сессии
Умение держать в фокусе внимания и осознавать все части системы коучингового процесса – себя, клиента, условия, в которых проходит сессия
- Коуч проявляет гибкость и адаптирует свой стиль, выбирая то, что лучше всего подходит для клиента.
- Коуч использует юмор, чтобы сделать работу более естественной.
- Коуч умеет воспринимать открытое выражение сильных эмоций клиента, не начиная защищаться.
- Коуч умеет управлять выражением сильных эмоций клиента по поводу его/ее ситуации, не поддаваясь эмоциям клиента.
- Коуч умеет определять индивидуальные стили обучения у клиентов и работать с разными стилями обучения.
-
-
-
Активное и глубокое слушание
Слушание в целях поддержки самовыражения клиента, понимания клиента, создания и углубления процесса рефлексии клиента о понимании себя и своей ситуации.
- Коуч слушает ожидания клиента, его потребности.
- Коуч демонстрирует активное слушание для поддержки мышления клиента, ищет разъяснения, суммирует то, что клиент сказал, перефразирует высказывания клиента, чтобы проверить понимание.
- Коуч используете позитивные невербальные и паравербальные сигналы, чтобы продемонстрировать открытость и поддержку мышлению клиенту.
- Коуч стимулирует осознанность клиента, наблюдая и интерпретируя его невербальные и паравербальные сигналы (например, язык тела, выражения лица, тон голоса и т. д.).
- Коуч поощряет клиента сказать больше – предлагает клиенту выразить свои чувства, восприятие проблемы, предположения и т. д.
- Коуч признает идеи и предложения клиента и опирается на них в рассмотрении ситуации с разных точек зрения.
- Коуч использует тишину в качестве соответствующего, чтобы получить больше информации и пространства для осознанности.
- Коуч наблюдает за изменением эмоционального состояния клиента.
- Коуч обращает внимание на то, что клиент не говорит об обсуждаемых вопросах.
- Коуч слушает и наблюдает контекст, идеи, ценности и убеждения, триггеры и привычки мышления и поведения клиента, исследует их.
-
-
-
Эффективные вопросы
Вопросы, которые создают рефлексию клиента о себе, ситуации, целях, видении, поиске решения
- Коуч задает вопросы, которые отражают понимание точки зрения клиента.
- Коуч задает вопросы, которые помогают клиенту осознать себя.
- Коуч задает открытые вопросы, которые помогают клиенту прояснить ситуацию.
- Коуч задает вопросы, которые помогуают клиенту развить новые перспективы и новые возможности для действий и обучения.
- Коуч задает вопросы, которые вызывают у клиента приверженность запланированным действиям.
- Коуч задает вопросы, которые направляют клиента к его/ее желаемым результатам, будущему, ценностями, видениям, достижениям, развитию.
- Коуч задает вопросы, открывающие для клиента новые точки зрения, провоцирующие мышление клиента.
- Вопросы коуча содержат слова клиента.
- Вопросы коуча просты по форме и содержанию (один вопрос за один раз).
-
-
-
Проявление коуча в сессии
Способность коуча делиться своими наблюдениями, мыслями, чувствами, интуицией, опытом во время коуч-сессии
- Коуч при необходимости предоставляет обратную связь в классическом формате.
- Коуч при необходимости предоставляет обратную связь в коучинговом формате.
- Коуч при необходимости предоставляет обратную связь в рефлексивном формате.
- При необходимости коуч выходит в прямую коммуникацию.
- При необходимости коуч делится своим мнением и экспертизой в коучинговом формате.
-
-
-
Поддержка клиента в процессе развития
Помощь клиенту для его осознавания прогресса в коуинге и поддержка клиента в процессе изменений, его движении к целям коучинга.
- Коуч управляет прогрессом клиента в отношении долгосрочного контракта (сверяет соответствие прогресса клиента пошаговому плану, запланированным промежуточным результатам).
- Коуч управляет прогрессом клиента во время коуч-сессии.
- Коуч помогает клиенту спланировать действия до следующей сессии.
- Коуч просит клиента рассказать, насколько клиент выполнил запланированные на предыдущей сессии шаги.
- Коуч умеет управлять фокусом внимания клиента в сессии таким образом, чтобы клиент понимал, как текущая сессия вписывается в его долгосрочное развитие.
- Коуч умеет оказать клиенту поддержку в процессе изменений (например, когда есть эмоции при движении в новое, в ситуациях неизвестности, вызова, когда у клиента не получается).
- Коуч видит сильные стороны клиента и использует их для поддержания клиента и его дальнейшего развития.
- Коуч гибко подходит к движению клиента в контракте и готов при необходимости обсуждать с клиентом и заинтересованными сторонами изменения в развитии клиента.
-
-
-
Профессиональное развитие коуча
Коуч нацелен на профессиональное и личностное развитие.
- Коуч устанавливает высокие стандарты для своей работы, определяет сложные цели и стремится к превосходному качеству работы.
- Коуч регулярно запрашивает обратную связь от клиентов и заинтересованных сторон, чтобы поддерживать и улучшать свою эффективность.
- Коуч регулярно обращается к услугам менторов для коучей, чтобы развивать свои профессиональные компетенции.
- Коуч регулярно повышает свой уровень осознанности о себе как коуче, своих реакциях и процессах, проявляемых в коуч-сессиях, используя супервизию для коучей.
- Коуч непрерывно совершенствует свое обучение и практику, например, участвует в профессиональных конференциях и семинарах, тренингах, специализированных профессиональных программах; обучается на рабочем месте, читает, участвует в исследованиях, полезных для понимания профессионального контекста и развития профессии.
- Коуч обладает базовыми знаниями в основополагающих для коучинга дисциплинах (психологии, менеджменте и др.) и стремится повышать в них осведомлённость.
-