Коучинг в бизнесе

Модель компетенций коуча, работающего в бизнес-среде

Модель компетенций соответствует международному взгляду, она основана на анализе практики международных профессиональных сообществ executive-коучей и коучей, работающих в бизнесе.

Бизнес-коуч/executive-коуч умеет работать с клиентом, используя модели разных школ и направлений коучинга, знания о бизнесе и психологии, передовые практики применения коучинга в организациях во всем мире.

Executive-коуч совмещает в сессии несколько направлений, например, коучинг, индивидуальное консультирование, обратную связь по системе оценки и др.


Коучинговый формат является частью процесса профессиональной услуги. Современные тенденции в бизнес-среде призваны удовлетворить потребности клиентов в этичном, профессиональном и комплексном оказании услуги.

Уровни квалификации:

Сертифицированный коуч-практик

Сертифицированный коуч-профессионал

Сертифицированный коуч-мастер


Модель компетенций

    Системные основы коучинга

  1. Профессиональные стандарты.
  2. Заключение долгосрочного контракта в коучинге.
  3. Заключение соглашения на коуч-сессию.

  4. Создание осознанности

  5. Установление доверительных отношений.
  6. Управление качеством внимания в коуч-сессии.
  7. Активное и глубокое слушание.
  8. Эффективные вопросы.
  9. Проявление коуча в сессии.

  10. Устойчивое долгосрочное развитие

  11. Поддержка клиента в процессе развития.
  12. Профессиональное развитие коуча.


    1. Профессиональные стандарты

      — Роль, принципы, этика коучинга —

      Коуч-сессия — это партнёрский диалог коуча и клиента, структурированная рефлексия, основанная на понимании себя клиентом в настоящем времени, осознавании своих ценностей, целей, видения будущего, значимых решений, возможностей и действий.


      Философия коучинга: коучинговое взаимодействие построено на основе партнерских взаимоотношений коуча и клиента. Коуч воспринимает клиента как человека, обладающего потенциалом для достижения собственных целей.
      Клиент в коучинге готов к достижению значимых для него целей и развитию необходимых качеств.

      — Клиент в коучинге готов —

      • брать ответственность в парадигме «взрослый-взрослый»;
      • исследовать свои ситуации и искать решения, отвечая на предлагаемые коучем способы стимулирования осознанности;
      • совершать действия для своего прогресса.

        1. Коуч руководствуется в своей деятельности:
          • этическим Кодексом Федерации;
          • профессиональными компетенциями коуча Федерации.

        1. Коуч соблюдает высокие стандарты честности и добросовестности в отношении предоставления своих профессиональных услуг. Это означает соблюдение всех соглашений, заключенных в контексте отношений бизнес-коучинга, а также соблюдение юридических и этических обязательств перед клиентом и другими лицами, которые вовлечены в коучинговое взаимодействие (например, спонсор, организация, коллеги).

        1. Коуч четко различает коучинг и другие виды профессиональной помощи, такие как наставничество, менторинг, психотерапия, консультирование, супервизия и др., и объясняет клиенту при заключении контракта, какие конкретно методы он может предложить клиенту и как он будет осуществлять переход от метода к методу.

        1. Коуч может совмещать различные методы в рамках одной сессии при обязательном условии, что коуч четко обозначает и согласует с клиентом переход от одного метода к другому и смену своей роли в рамках метода.
          Например, коуч при необходимости может предложить:

          • менторинг;
          • индивидуальную консультацию;
          • психотерапию;
          • индивидуальный тренинг;
          • супервизию и др;

      1. Коуч признает пределы своей компетенции и, при необходимости, перенаправляет клиента к другим специалистам.




    1. Заключение долгосрочного контракта в коучинге

        1. Соблюдение делового и организационного контекста для заключения контракта с организацией

          1. Коуч понимает важность и значимость делового и организационного бизнес-контекста./li>
          2. Коуч обладает знаниями в области фундаментальных бизнес-инструментов и процессов.
          3. До заключения договора коуч понимает, что у него есть соответствующий уровень корпоративных знаний о заказчике, чтобы понять потребности клиента и его организации в области развития, коммерческих целей, карьерного движения и корпоративной культуры.
          4. Коуч убеждается, что коучинговое взаимодействие должным образом согласовано с контекстом организации клиента.
          5. Коуч знает о соответствующих ценностях, этических практиках, соглашениях о конфиденциальности, деловых практиках и политике управления персоналом в организации клиента и отказывается от работы, если они негативно влияют на процесс коучинга.
          6. Коуч знает о соответствующих правилах проведения коучинга в организации и стандартах, в контексте которых он будете работать, и намерен придерживаться этих правил и стандартов.
          7. Коуч действует в рамках своей совести и ценностей.

        1. Заключение соглашения о коучинговом взаимодействии (устное и письменное)

          1. Коуч предварительно составляет четкое и эффективное соглашение об отношениях между коучем и клиентом и убеждается, что клиент понимает условия, уточняет соглашение, когда это необходимо./li>
          2. Коуч создает комфортный процесс согласования будущей работы для клиента и других лиц, участвующих в процессе развития клиента.
          3. Коуч собирает точки зрения всех заинтересованных сторон относительно долгосрочной цели клиента.
          4. Коуч четко разъясняет клиенту, чего ожидать от услуг бизнес-коучинга, уделяя особенное внимание результатам, способам их достижения, измерения т оценки.
          5. Прежде чем начинать работу, коуч убеждается, что существует соглашение о конфиденциальности, в котором указывается, какая информация будет и не будет передаваться, при каких обстоятельствах, кому и как.
          6. Коуч соблюдает согласованные условия конфиденциальности, за исключением случаев, когда они заменяются вопросами здоровья, безопасности, этики или законности.
          7. Коуч защищает оценку, производительность и другие персональные данные клиента в объёме, указанном в соглашении о конфиденциальности.
          8. Коуч определяет соответствие между собственным опытом, стилем ведения коучинга и потребностями, ожиданиями потенциального клиента.

      1. Создание долгосрочного контракта

        1. Коуч заключает контракт о четком и эффективном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами.
        2. Коуч выявляет ключевую потребность клиента на долгосрочный контракт.
          Коуч исследует контекст запроса клиента.
          Коуч исследует восприятие клиентом своей ситуации.
          Коуч исследует восприятие клиентом себя в долгосрочной цели.
        3. Коуч заключает соглашение с клиентом о целях коучинга в долгосрочной перспективе.
        4. Коуч помогает клиенту создать измеримые доказательств результатов достижения цели на долгосрочный контракт.
        5. Коуч помогает клиенту создать план развития в рамках достижения долгосрочной цели.
        6. Коуч помогает клиенту создать пошаговый план для достижения долгосрочной цели и наметить промежуточные результаты.
        7. Коуч предлагает для согласования с клиентом рабочее соглашение о характере отношений коуч-клиент (например, роли, обязанности и границы).
        8. Коуч имеет чёткую договоренность с клиентом о способе ведения заметок и/или записи сессий (например, в целях управления прогрессом клиента).
        9. Коуч имеет четкую договоренность с заинтересованными сторонами о периодичности и формате обсуждения промежуточных результатов клиента.



    1. Заключение соглашения на коуч-сессию

      Соблюдение делового и организационного контекста для заключения контракта с организацией

      1. Коуч выявляет потребность клиента в текущей сессии.
      2. Коуч исследует контекст запроса клиента.
      3. Коуч исследует восприятие клиентом своей ситуации.
      4. Коуч помогает клиенту осознать себя в ситуации запроса.
      5. Коуч уточняет у клиента цель на коуч-сессию. Коуч и клиент одинаково понимают цель клиента на сессию.
      6. Коуч помогает клиенту создать измеримые доказательства (результаты) достижения цели на сессию. Коуч и клиент одинаково понимают результаты клиента на сессию.



    1. Установление взаимных доверительных отношений

      Установления взаимного доверия и честного общения с клиентом

      1. Коуч доверяет клиенту как зрелой свободной личности, себе как профессионалу, коучингу как методу
      2. Коуч уважает личность клиента и проявляет уважение в своей работе.
      3. Коуч демонстрирует искреннюю заботу о благополучии и успехе клиента.
      4. Коуч твердо верит в безграничный потенциал клиента.
      5. Коуч выполняет все взятые на себя обязательства и обещания.
      6. Коуч откровенно делится своими ценностями, взглядами, убеждениями и эмоциями, когда это уместно.
      7. Коуч поощряет клиента брать на себя новые и сложные задачи, предоставляя соответствующую поддержку.
      8. Коуч создает обстановку безопасности и защиты при работе с деликатными вопросами (например, при работе со страхами).
      9. Коуч демонстрирует готовность рисковать.



    1. Управление качеством внимания в коуч-сессии

      Умение держать в фокусе внимания и осознавать все части системы коучингового процесса – себя, клиента, условия, в которых проходит сессия

      1. Коуч проявляет гибкость и адаптирует свой стиль, выбирая то, что лучше всего подходит для клиента.
      2. Коуч использует юмор, чтобы сделать работу более естественной.
      3. Коуч умеет воспринимать открытое выражение сильных эмоций клиента, не начиная защищаться.
      4. Коуч умеет управлять выражением сильных эмоций клиента по поводу его/ее ситуации, не поддаваясь эмоциям клиента.
      5. Коуч умеет определять индивидуальные стили обучения у клиентов и работать с разными стилями обучения.



    1. Активное и глубокое слушание

      Слушание в целях поддержки самовыражения клиента, понимания клиента, создания и углубления процесса рефлексии клиента о понимании себя и своей ситуации.

      1. Коуч слушает ожидания клиента, его потребности.
      2. Коуч демонстрирует активное слушание для поддержки мышления клиента, ищет разъяснения, суммирует то, что клиент сказал, перефразирует высказывания клиента, чтобы проверить понимание.
      3. Коуч используете позитивные невербальные и паравербальные сигналы, чтобы продемонстрировать открытость и поддержку мышлению клиенту.
      4. Коуч стимулирует осознанность клиента, наблюдая и интерпретируя его невербальные и паравербальные сигналы (например, язык тела, выражения лица, тон голоса и т. д.).
      5. Коуч поощряет клиента сказать больше – предлагает клиенту выразить свои чувства, восприятие проблемы, предположения и т. д.
      6. Коуч признает идеи и предложения клиента и опирается на них в рассмотрении ситуации с разных точек зрения.
      7. Коуч использует тишину в качестве соответствующего, чтобы получить больше информации и пространства для осознанности.
      8. Коуч наблюдает за изменением эмоционального состояния клиента.
      9. Коуч обращает внимание на то, что клиент не говорит об обсуждаемых вопросах.
      10. Коуч слушает и наблюдает контекст, идеи, ценности и убеждения, триггеры и привычки мышления и поведения клиента, исследует их.



    1. Эффективные вопросы

      Вопросы, которые создают рефлексию клиента о себе, ситуации, целях, видении, поиске решения

      1. Коуч задает вопросы, которые отражают понимание точки зрения клиента.
      2. Коуч задает вопросы, которые помогают клиенту осознать себя.
      3. Коуч задает открытые вопросы, которые помогают клиенту прояснить ситуацию.
      4. Коуч задает вопросы, которые помогуают клиенту развить новые перспективы и новые возможности для действий и обучения.
      5. Коуч задает вопросы, которые вызывают у клиента приверженность запланированным действиям.
      6. Коуч задает вопросы, которые направляют клиента к его/ее желаемым результатам, будущему, ценностями, видениям, достижениям, развитию.
      7. Коуч задает вопросы, открывающие для клиента новые точки зрения, провоцирующие мышление клиента.
      8. Вопросы коуча содержат слова клиента.
      9. Вопросы коуча просты по форме и содержанию (один вопрос за один раз).



    1. Проявление коуча в сессии

      Способность коуча делиться своими наблюдениями, мыслями, чувствами, интуицией, опытом во время коуч-сессии

      1. Коуч при необходимости предоставляет обратную связь в классическом формате.
      2. Коуч при необходимости предоставляет обратную связь в коучинговом формате.
      3. Коуч при необходимости предоставляет обратную связь в рефлексивном формате.
      4. При необходимости коуч выходит в прямую коммуникацию.
      5. При необходимости коуч делится своим мнением и экспертизой в коучинговом формате.



    1. Поддержка клиента в процессе развития

      Помощь клиенту для его осознавания прогресса в коуинге и поддержка клиента в процессе изменений, его движении к целям коучинга.

      1. Коуч управляет прогрессом клиента в отношении долгосрочного контракта (сверяет соответствие прогресса клиента пошаговому плану, запланированным промежуточным результатам).
      2. Коуч управляет прогрессом клиента во время коуч-сессии.
      3. Коуч помогает клиенту спланировать действия до следующей сессии.
      4. Коуч просит клиента рассказать, насколько клиент выполнил запланированные на предыдущей сессии шаги.
      5. Коуч умеет управлять фокусом внимания клиента в сессии таким образом, чтобы клиент понимал, как текущая сессия вписывается в его долгосрочное развитие.
      6. Коуч умеет оказать клиенту поддержку в процессе изменений (например, когда есть эмоции при движении в новое, в ситуациях неизвестности, вызова, когда у клиента не получается).
      7. Коуч видит сильные стороны клиента и использует их для поддержания клиента и его дальнейшего развития.
      8. Коуч гибко подходит к движению клиента в контракте и готов при необходимости обсуждать с клиентом и заинтересованными сторонами изменения в развитии клиента.



    1. Профессиональное развитие коуча

      Коуч нацелен на профессиональное и личностное развитие.

      1. Коуч устанавливает высокие стандарты для своей работы, определяет сложные цели и стремится к превосходному качеству работы.
      2. Коуч регулярно запрашивает обратную связь от клиентов и заинтересованных сторон, чтобы поддерживать и улучшать свою эффективность.
      3. Коуч регулярно обращается к услугам менторов для коучей, чтобы развивать свои профессиональные компетенции.
      4. Коуч регулярно повышает свой уровень осознанности о себе как коуче, своих реакциях и процессах, проявляемых в коуч-сессиях, используя супервизию для коучей.
      5. Коуч непрерывно совершенствует свое обучение и практику, например, участвует в профессиональных конференциях и семинарах, тренингах, специализированных профессиональных программах; обучается на рабочем месте, читает, участвует в исследованиях, полезных для понимания профессионального контекста и развития профессии.
      6. Коуч обладает базовыми знаниями в основополагающих для коучинга дисциплинах (психологии, менеджменте и др.) и стремится повышать в них осведомлённость.