Что делать, если у менти нет желания развиваться?
Не всегда менти приходит с запросом на развитие (как туда пройти - желание узнать алгоритмы, смыслы, убеждения), тогда спрашиваем: «На какую информацию есть запрос?» Если менти не хочет развиваться, дайте информацию и завершите отношения.
Иногда у менти нет сильного стремления к развитию, а проблемы есть. Переходим в проблемное поле – в чём сложность?
Менти может быть не готов озвучивать какие-то темы. Поможет инструмент «Вопросы-гипотезы». «Может, вы хотите…?» Ментор предлагает варианты.
Коуч-формат: выясняем цели, мечты, компетенции и т.д. Если их нет, то прощаемся, не создаём неестественного процесса.
Что делать со сложностями во взаимоотношениях?
Иногда недовольство выражается невербально: опоздания или отмена встреч, раздражение или непроявление интереса к ответам.
Решения:
1. Обратная связь – прямая коммуникация, разговор об отношениях. Важно запланировать это с первой встречи, предупредить, если что-то не так, то мы будем говорить об этом. Ментор знает, что обратная связь – источник для роста, не боится быть уязвлённым.
2. Супервизия ментору, менторинг с ментором.
Как управлять ожиданиями?
При внедрении программы и продвижении её внутри компании должна быть ясность, что такое менторинг. Люди должны понять правила игры. Функция ментора – делиться опытом.
Согласование ожиданий на встрече-знакомстве, на обсуждении целей (контрактная сессия). В ожиданиях нужно быть с собой искренним – ментор должен определить, к чему готов и к чему не готов – выстроить внутренние границы. Ментору важно говорить, что его опыт был в определённом контексте.
В каждой ментор-сессии при заключении соглашения на ментор-сессию (цели) ещё раз проговариваем с менти ожидания.
Что делать, если нет прогресса у менти?
на этапе целеполагания выстроить понимание, к чему движемся;
договориться, что мы обсуждаем прогресс;
обратная связь: «Как вы думаете, что происходит?»
Если ментор не полезен, то проводим процедуру завершения отношений.
Что делать, если я не знаю?
Менторы волнуются, когда не могут ответить на вопрос менти. У ментора появляется ощущение, что он всё должен знать.
Решения:
Так и говорить: "Я ментор в определённых вопросах, в них у меня есть опыт, и он разный".
"Я могу сделать для вас некий опрос, и рассказать вам о том, что думают другие".
Стремление остаться в парадигме "я всё знаю" рождает дискомфорт в отношениях, ментор не может быть в них естественным.
Что делать, если это вопрос страхов, а не решений?
Поделиться опытом преодоления страха, рассказать личную историю (краткий сторителлинг), чтобы менти увидел вас живым человеком. Ментор зачастую даёт менти такую поддержку, благодаря которой менти начинает верить в себя.
Если ментор имеет образование коуча или психолога, то важно не путать роли: в менторинге ты ментор, в коучинге - коуч, в терапии - психолог. Зрелость ментора: понимание, что ученик пришёл за услугами менторинга.
Что делать, если у меня закончилась энергия?
Решения:
Супервизия;
Менторинг ментора;
Проверить своё намерение и позицию (не строить ожиданий от прогресса ученика - чтобы деревья росли, их не дёргают, их поливают) ;
В чём ваш вызов.
Что делать, если у нас разные точки зрения на решение, на цель?
Частый вопрос от менти, в том числе.
В столкновении разных точек зрения рождается истина.
Приоритет в менторинге - это решение и цель менти. Свою позицию ментор озвучивает нейтрально. Ментор делает вклад в поле взглядов и идей, но не настаивает на своём мнении.
Важно, чтобы в фокусе внимания ментора было развитие менти. Иногда пройти через ошибку для менти будет большим развитием, чем её не допустить.