Авторские права на компетенции принадлежат А.Прицкер. Цитирование разрешено со ссылкой на автора, а при использовании в обучающих продуктах разрешено с официального письменного разрешения автора и ссылкой на нее.
Компетенция 1. Профессиональные стандарты
Коуч соблюдает высокие стандарты честности и добросовестности в отношении предоставления своих профессиональных услуг.
Это означает соблюдение всех соглашений, заключенных в контексте отношений бизнес-коучинга, а также соблюдение юридических и этических обязательств перед клиентом и другими лицами, которые вовлечены в коучинговое взаимодействие (например, спонсор, организация, коллеги).
На сертификации не оценивается, кроме случаев прямого несоблюдения Этического кодекса Национальной федерации профессиональных менторов и коучей
Компетенция 2. Заключение долгосрочного контракта в коучинге
Соблюдение делового и организационного контекста для заключения контракта с организацией
Компетенция 3. Заключение соглашения на коуч-сессию
Соблюдение делового и организационного контекста для заключения контракта с организацией
МАРКЕРЫ КОМПЕТЕНЦИИ:
1. Совместно с клиентом исследует запрос, чтобы у коуча и у клиента было одинаковое понимание соглашения: цели и результата на коуч-сессию.
2. Сохраняя навыки уровня СБК, коуч исследует контекст, в рамках которого возник запрос клиента, и отношение клиента к ситуации.
3. Сохраняя навыки уровня СБК, коуч исследует, каких изменений хочет достичь клиент в процессе достижения цели.
4. Направляет внимание клиента на осознанное самовосприятие. Наблюдает проявления клиента (вербальные, невербальные, эмоциональные, смысловые, ценностные) и возвращает замеченное с целью углубить соглашение на коуч-сессию и привнести прогресс в понимание клиентом самого себя уже на уровне обсуждения соглашения.
5. Делится наблюдениями об исследовании соглашения на коуч-сессию в рамках прямой коммуникации, даёт обратную связь о том, что он думает, наблюдает, чувствует и как видит ситуацию клиента в исследовании коучингового соглашения.
КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)
1. Коуч не способствует формулированию четкого соглашения, измеримых критериев успеха, ясного единого понимания соглашения для клиента и для коуча.
2. Коуч не исследует личность клиента: его потребности, цели развития, ощущения и мысли, невербальные проявления.
3. Коуч не исследует контекст, в котором возник запрос клиента. Не интересуется мнением клиента по поводу ситуации.
Компетенция 4. Установление взаимных доверительных отношений
Установление взаимного доверия и честного общения с клиентом.
МАРКЕРЫ КОМПЕТЕНЦИИ:
1. Коуч испытывает интерес и любопытство в исследовании личности клиента. Уважает особенности личности, темперамента, характера, языка и действий.
2. Коуч проявляет понимание, эмпатию, отражает прогресс клиента, признает успехи, сильные стороны клиента.
3. Коуч доверяет собственным ощущениям и мыслям в сессии и использует их как возможную полезную информацию для клиента.
4. Коуч предлагает клиенту выходить за рамки привычного мышления, поощряя новый взгляд на убеждения, ограничения и страхи, новые области для исследования его личности.
5. Коуч делится своими наблюдениями за вербальными, невербальными, ценностными проявлениями клиента, давая возможность клиенту не согласиться с ним и выразить свою точку зрения для более глубокого исследования запроса.
КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)
1. Коуч чувствует себя неуверенно в процессах обратной связи и проявлениях.
2. У коуча есть свое видение ситуации, которое он вербально и невербально транслирует клиенту. Коуч проявляет себя как эксперт, а не как партнер, ищет решения только в тех направлениях коуч-сессии, которые он считает эффективными.
3. Коуч перебивает клиента в значимых для его прогресса осознаниях и директивно делится своей интерпретацией, тем самым ограничивая исследование клиентом своей ситуации.
4. Коуч не проявляет интереса к тому, как клиент видит или воспринимает ситуацию и себя в контексте запроса.
Компетенция 5. Управление качеством внимания в коуч-сессии
Умение удерживать в фокусе внимания все части системы коучингового процесса: наблюдение коучем своих процессов, процессов клиента, процессов динамики коуч-сессии.
МАРКЕРЫ КОМПЕТЕНЦИИ:
1. Коуч проявляет гибкость и адаптирует свой стиль, выбирая то, что лучше всего подходит для работы клиента.
2. Коуч использует юмор, чтобы сделать работу более естественной.
3. Коуч наблюдает процесс динамики коуч-сессии: прогресс клиента, развитие отношений между клиентом и коучем, структуру коуч-сессии.
4. Коуч удерживает внимание на большем количестве проявлений клиента: невербальные, слова, эмоции, отношение, убеждения, ценности, прогресс, а также тот отклик, который коуч испытывает внутри себя.
КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)
1. Коуч не наблюдает, пропускает ценностные слова клиента, изменение эмоций клиента, прогресс клиента.
2. Коуч направляет внимание больше на действия, чем на уровень личности клиента.
3. Коуч не наблюдает динамику процесса сессии, и, как следствие, не проявляется в управлении процессом и в обратной связи по процессу.
4. Коуч испытывает трудность в адаптации своего стиля для клиента, к индивидуальному стилю обучения клиента, к смене роли и технологии, ведет сессию формально, используя подходы базовой программы обучения коучингу.
Компетенция 6. Активное и глубокое слушание
Умение слушать в целях поддержки самовыражения клиента, понимания клиента, создания и углубления процесса рефлексии клиента о понимании им своего внутреннего мира и своей ситуации
МАРКЕРЫ КОМПЕТЕНЦИИ:
1. Коуч слышит идеи, ценности и убеждения, триггеры и привычки мышления и поведения клиента.
2. Коуч слышит глубинные потребности в развитии клиента.
3. Коуч слушает и наблюдает за проявлениями и изменением эмоционального состояния клиента, невербальных проявлений.
4. Коуч при слушании удерживает в фокусе внимания 3-4 элемента информации о клиенте, слушает нелинейно (вербальное и невербальное проявление, то, что клиент говорил ранее).
5. Коуч слышит процессы проявления прогресса клиента на сессии и может дать по ним обратную связь.
КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)
1. Коуч не слышит идеи, ценности и убеждения, триггеры и привычки мышления и поведения клиента, не может исследовать их либо дать по ним обратную связь.
2. Коуч не слышит проявлений и изменений эмоционального состояния, невербальных проявлений клиента, не может исследовать их либо дать по ним обратную связь.
3. Коуч не слышит потребность клиента в развитии и не может исследовать ее либо дать обратную связь об этом.
4. Слушание коуча ограничено одним проявлением (например: коуч услышал невербальное проявление клиента и не слышит привычек мышления). Это проявляется в содержании обратной связи клиенту, коуч называет или исследует только 1-2 элемента за коуч-сессию.
Компетенция 7. Эффективные вопросы.
Способность задавать вопросы, которые создают рефлексию клиента о себе, ситуации, целях, видении, поиске решения, выборе.
МАРКЕРЫ КОМПЕТЕНЦИИ:
1. Коуч, сохраняя компетенции уровня СБК, формулирует вопросы на основании услышанного в коуч-сессии, собственного любопытства и интуиции.
2. Коуч задает вопросы, которые помогают клиентам, лидерам-руководителям осознать себя: эмоции, смыслы, миссию, цели, ценности, восприятие, стремления, идентичность, ориентироваться на будущее, желаемые цели и видение своей жизни.
3. Коуч задает вопросы, которые помогают клиенту систематизировать свое понимание и привнести новый взгляд, перспективу на ситуацию, которая заявлена в рамках соглашения на коуч-сессию.
4. Коуч задает вопросы, которые помогают клиенту делать осознанный выбор, позволяют определить главные критерии, на которых он основывается. Делать осознанный выбор в ситуациях неопределенности и постоянных изменений.
5. Коуч задает вопросы, которые помогают расставлять приоритеты во времени и пространстве.
6. Коуч использует значимые слова клиента, предлагая клиенту уточнить и прояснить их.
7. Коуч задает вопросы, которые помогают клиенту исследовать собственные страхи и ограничения, видеть возможности в них.
8. Коуч задает вопросы, которые направлены не только на исследование личности клиента, но и на понимание бизнес-системы, которая влияет на клиента.
КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)
1. Коуч не исследует уровень личности клиента, задавая в большей степени вопросы с уровня действий.
2. В работе с клиентом коуч подбирает шаблонные технологии и вопросы, не доверяет собственной интуиции.
3. Коуч не задает вопросы, направленные на понимание клиентом бизнес-контекста и системы, в которой он находится, когда это актуально в коуч-сессии.
4. Коуч не задает вопросы, которые помогают клиенту систематизировать свое понимание и привнести новый взгляд, перспективу на ситуацию, которая заявлена в рамках соглашения на коуч-сессию.
Компетенция 8. Проявление коуча в сессии
Способность коуча делиться своими наблюдениями, мыслями, чувствами, интуицией, опытом во время коуч-сессии.
МАРКЕРЫ КОМПЕТЕНЦИИ:
1. Делится в недирективном формате своими наблюдениями, мыслями, чувствами, интуицией, опытом во время коуч-сессии.
2. В случае необходимости коуч предоставляет обратную связь в коучинговом формате, задавая исследовательские вопросы, способствующие самостоятельному понимаю клиентом ситуации, поведения, мышления, чувств и нахождению вариантов для нужных изменений.
3. Делится своей рефлексией на коуч-сессии, приглашая клиента поделиться своим мнением о ней.
4. Замечает сильные стороны, говорит их клиенту и предлагает ему поделиться своей рефлексией по этому поводу.
5. По запросу клиента коуч может поделиться своим мнением и экспертизой в коучинговом формате, то есть, предлагая мнение, экспертизу и опыт как один из множественных вариантов решения. И приглашает клиента поделиться своим мнением в ответ.
КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)
1. Коуч не проявляется в коуч-сессии.
2. Коуч не приглашает клиента поделиться мнением в ответ на услышанное.
3. Коуч не сказал наблюдаемые сильные стороны клиента для усиления его прогресса.
4. Коуч использует сложный язык для выражения своих проявлений.
Компетенция 9. Поддержка клиента в процессе развития
Поддержка клиента для осознания им своего прогресса в движении к долгосрочным целям на коуч-сессии и в процессе личных изменений.
МАРКЕРЫ КОМПЕТЕНЦИИ:
1. Обсуждает с клиентом, как соглашение на сессию соотносится с его долгосрочным развитием, долгосрочным контрактом.
2. Обсуждает с клиентом изменения, которые произошли с ним за рамками коуч -сессии на личностном уровне в его восприятии себя.
3. Предлагает клиенту исследовать обратную связь от стейкхолдеров в бизнес-контексте, когда это уместно.
4. Направляет внимание клиента на создание системы, которая поддержит его на этапе развития, изменений.
5. Коуч делится с клиентом кейсами, которые демонстрируют возможные способы поддержки себя при движении в новом направлении.
6. Наблюдает и озвучивает сильные стороны клиента для поддержки в его изменениях и дальнейшем развитии.
7. Коуч приглашает клиента исследовать осознания, которые приходят клиенту в коуч-сессиях и между ними.
КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)
1. Коуч не уделяет времени в сессии для обсуждения изменений клиента за рамками коуч-сессии, и не обсуждает в начале сессии действия, которые клиент запланировал на предыдущей сессии.
2. Коуч не обсуждает с клиентом связь заявленного соглашения на сессию с долгосрочным контрактом и его прогрессом в изменениях.
3. Коуч не обращает внимания клиента на изменения которые происходят с клиентом.
4. Коуч фокусирует внимание клиента только на изменениях на уровне поведения.
5. Коуч не говорит клиенту о его сильных сторонах , уместно, искренне для усиления клиента в его прогрессе.
6. Коуч, подводя итоги сессии, не обсуждает с клиентом спланированные действия до следующей сессии, ведущие клиента к прогрессу и реализации соглашения.
7. Обсуждая прогресс клиента, коуч видит прогресс как отдельные события, а не поддерживающую систему в движении клиента к его целям и развитию.
Компетенция 10. Профессиональное развитие коуча
Коуч нацелен на профессиональное и личностное развитие