Авторские права на компетенции принадлежат А.Прицкер. Цитирование разрешено со ссылкой на автора, а при использовании в обучающих продуктах разрешено с официального письменного разрешения автора и ссылкой на нее.

Компетенция 1. Профессиональные стандарты

 

  1. Коуч-сессия – это партнёрский диалог коуча и клиента, структурированная рефлексия, основанная на понимании клиентом себя в настоящем времени, осознании своих ценностей, целей, видения будущего, значимых решений, возможностей и действий.
  2. Философия коучинга. Коучинговое взаимодействие построено на основе партнерских взаимоотношений коуча и клиента.
  3. Коуч воспринимает клиента как человека, обладающего потенциалом для достижения собственных целей.
  4. Клиент в коучинге имеет осознанную потребность в коучинге, готов к достижению значимых для него целей и развитию необходимых качеств.
  5. Клиент в коучинге готов:
  • брать ответственность за то, что с ним происходит в процессе и результате коучинга;
  • исследовать свои ситуации и искать решения, отвечая на предлагаемые коучем способы стимулирования осознанности;
  • выполнять взятые на себя в процессе коучинговых сессий обязательства;
  • совершать запланированные на сессии действия для реализации долгосрочного контракта, создания желаемых изменений и своего прогресса;
  • принимать возможность расторжения контракта в случае невыполнения, взятых на себя обязательств.
  1. Коуч руководствуется в своей деятельности:
  • Профессиональными компетенциями коуча Национальной федерации профессиональных менторов и коучей;
  • Этическим кодексом Национальной федерации профессиональных менторов и коучей.

Коуч соблюдает высокие стандарты честности и добросовестности в отношении предоставления своих профессиональных услуг. Это означает соблюдение всех соглашений, заключенных в контексте отношений бизнес-коучинга, а также соблюдение юридических и этических обязательств перед клиентом и другими лицами, которые вовлечены в коучинговое взаимодействие (например, спонсор, организация, коллеги).

  1. Коуч четко различает коучинг и другие виды профессиональной помощи, такие как наставничество, менторинг, психотерапия, консультирование, супервизия и др., и объясняет клиенту при заключении контракта, какие конкретно методы он может предложить клиенту и как он будет осуществлять переход от метода к методу.
  2. Коуч может совмещать различные методы в рамках одной сессии при обязательном условии, что коуч четко обозначает и согласует с клиентом переход от одного метода к другому и смену своей роли в рамках метода. Например, коуч при необходимости может предложить:
  • менторинг;
  • индивидуальную консультацию;
  • методологию и знания психологии в соответствии с коучинговым подходом (запрос клиента связан с развитием, он готов брать ответственность; цель на сессии-поиск решения и повышение осознанности клиента; фокус исследования на настоящем и будущем времени);
  • индивидуальный тренинг;
  • супервизию и др.
  1. Коуч признает пределы своей компетенции и, при необходимости, перенаправляет клиента к другим специалистам.

Компетенция 2. Заключение долгосрочного контракта в коучинге

Соблюдение делового и организационного контекста для заключения контракта с организацией

  1. Коуч понимает важность и значимость делового и организационного бизнес-контекста.
  2. Коуч обладает знаниями в области фундаментальных бизнес-инструментов и процессов.
  3. До заключения договора коуч понимает, что у него есть соответствующий уровень корпоративных знаний о заказчике, чтобы понять потребности клиента и его организации в области развития, коммерческих целей, карьерного движения и корпоративной культуры.
  4. Коуч отказывается от работы с клиентом, если в процессе установочной сессии видит несовпадение с этим клиентом на ценностном уровне, которое неизбежно приведет с снижению эффективности коучингового взаимодействия.
  5. Коуч знает о соответствующих ценностях, этических практиках, соглашениях о конфиденциальности, деловых практиках и политике управления персоналом в организации клиента и отказывается от работы, если они негативно влияют на процесс коучинга.
  6. Коуч знает о соответствующих правилах и стандартах проведения коучинга в организации, в контексте которых он будет работать, и намерен придерживаться этих правил и стандартов.
  7. В случае несогласия с ними, объясняет причины и согласует с заказчиком обновленное представление о правилах.
  8. Если стороны не договорились, коуч отказывается работать в данной организации.
  9. Коуч отказывается от сотрудничества с организацией в случае несовпадения на ценностном уровне и невозможности соблюдения этического кодекса и профессиональных стандартов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯ О КОУЧИНГОВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ (УСТНОЕ И ПИСЬМЕННОЕ)

Коуч предварительно составляет четкое и эффективное соглашение об отношениях между коучем и клиентом и убеждается, что клиент понимает условия, уточняет соглашение, когда это необходимо.

В ситуации многостороннего долгосрочного контракта коуч помогает всем сторонам:

  • сформулировать ожидания от коучинга;
  • согласовать долгосрочный контракт, разделяемый всеми сторонами;
  • понять процесс взаимодействия между сторонами;
  • оценить эффективность работы с коучем;
  • увидеть эффективность работы коуча;
  • оценить промежуточные результаты;
  • понять условия расторжения долгосрочного контракта.
  1. Коуч собирает точки зрения всех заинтересованных сторон относительно долгосрочной цели клиента.
  2. Коуч четко разъясняет клиенту, чего ожидать от услуг бизнес-коучинга, уделяя особенное внимание измерению результатов.
  3. Прежде чем начинать работу, коуч убеждается, что существует соглашение о конфиденциальности, в котором указывается, какая информация будет и не будет передаваться, при каких обстоятельствах, кому и как.
  4. Коуч соблюдает согласованные условия конфиденциальности.
  5. Коуч защищает оценку, производительность и другие персональные данные клиента в объёме, указанном в соглашении о конфиденциальности.
  6. Коуч определяет соответствие между собственным опытом, стилем ведения коучинга и потребностями, ожиданиями потенциального клиента.

СОЗДАНИЕ ДОЛГОСРОЧНОГО КОНТРАКТА

  1. Коуч заключает контракт о четком и эффективном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами. Коуч выявляет ключевую потребность клиента на долгосрочный контракт. Коуч исследует контекст запроса клиента. Коуч исследует восприятие клиентом своей ситуации. Коуч исследует восприятие клиентом себя в долгосрочной цели. Коуч исследует, как соотносятся долгосрочные цели клиента и бизнес результаты компании.
  2. Коуч заключает соглашение с клиентом о целях коучинга в долгосрочной перспективе. Эти цели связаны с бизнес-целями организации.
  3. Коуч помогает клиенту создать измеримые доказательства результатов достижения цели на долгосрочный контракт.
  4. Коуч помогает клиенту создать план развития в рамках достижения долгосрочной цели.
  5. Коуч помогает клиенту создать пошаговый план для достижения долгосрочной цели и наметить промежуточные результаты.
  6. Коуч предлагает клиенту для согласования рабочее соглашение о характере отношений коуч-клиент (например, роли, обязанности и границы).
  7. Коуч имеет чёткую договоренность с клиентом о способе ведения заметок и/или записи сессий (например, в целях управления прогрессом клиента).
  8. Коуч имеет четкую договоренность с заинтересованными сторонами о периодичности и формате обсуждения промежуточных результатов клиента.

 

Компетенция 3. Заключение соглашения на коуч-сессию

Соблюдение делового и организационного контекста для заключения контракта с клиентом с учетом целей и требований бизнеса и/или организации

  1. Коуч выявляет потребность клиента в текущей сессии.
  2. Коуч исследует контекст запроса клиента.
  3. Коуч исследует восприятие клиентом своей ситуации.
  4. Коуч помогает клиенту осознать себя в ситуации запроса.
  5. Коуч уточняет у клиента цель на коуч-сессию.
  6. Коуч и клиент одинаково понимают цель клиента на сессию.
  7. Коуч помогает клиенту создать измеримые доказательства (результаты) достижения цели на сессию.
  8. Коуч и клиент одинаково понимают результаты клиента на сессию.

ОСОБЕННОСТИ ВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЕЙ

Коуч исследует соглашение на коуч-сессию, помогая клиенту определить и сформулировать внутреннее состояние/изменение, которое поможет достичь заявленной цели в рамках бизнес-контекста или задач организации. Выступает в коуч-сессии равноправным партнёром, смело проявляясь, когда это необходимо для продвижения клиента.

 

ПОЗИТИВНЫЕ МАРКЕРЫ:

1. Коуч в полном объеме владеет навыками коуча уровня СБК и проявляет в сессии все маркеры этого уровня.
2. Коуч исследует контекст, в рамках которого возник запрос клиента, и отношение клиента к ситуации, связь с задачами бизнеса или организации
3. Коуч исследует, каких изменений хочет достичь клиент в процессе достижения соглашения на коуч-сессии.
4. Привлекает внимание клиента к осознанному самовосприятию. Наблюдает проявления клиента (вербальные, невербальные, эмоциональные, смысловые, ценностные) и возвращает замеченное с целью углубить соглашение на коуч-сессию и привнести прогресс в понимание клиентом самого себя уже на уровне обсуждения соглашения
5. Делится наблюдениями об исследовании соглашения на коуч-сессию в рамках прямой коммуникации, с разрешения клиента даёт обратную связь о том, что он думает, наблюдает, чувствует и как видит ситуацию клиента в исследовании коучингового соглашения.

НЕГАТИВНЫЕ МАРКЕРЫ:

1. Коуч не способствует формулированию четкого соглашения: не помогает клиенту конкретизировать цель на сессию, создать измеримые критерии успеха.
2. Коуч не исследует контекст, в котором возник запрос клиента. Не интересуется мнением клиента по поводу ситуации.
3. Коуч не исследует личность клиента: его потребности, цели развития, ощущения и мысли, невербальные проявления.
4. Коуч не исследует связь запроса и соглашения на коуч-сессию с задачами бизнеса и/или организации

Компетенция 4. Установление взаимных доверительных отношений

Установление взаимного доверия и открытого общения с клиентом

  1. Коуч доверяет клиенту как зрелой свободной личности, себе как профессионалу, коучингу как методу.
  2. Коуч уважает личность клиента и проявляет уважение в своей работе.
  3. Коуч демонстрирует искреннюю заботу о благополучии и успехе клиента.
  4. Коуч твердо верит в безграничный потенциал клиента.
  5. Коуч выполняет все взятые на себя обязательства и обещания.
  6. Коуч откровенно делится своими ценностями, взглядами, убеждениями и эмоциями, когда это уместно.
  7. Коуч поощряет клиента брать на себя новые и сложные задачи, предоставляя соответствующую поддержку.
  8. Коуч создает безопасную обстановку для работы с деликатными вопросами (например, при работе со страхами).
  9. Коуч демонстрирует готовность экспериментировать в рамках профессиональных компетенций, высказывать свою точку зрения и не соглашаться с клиентом, быть готовым в процессе сессии выходить за рамки своего комфорта и помогать в этом клиенту.

ОСОБЕННОСТИ ВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЕЙ

Коуч находится в партнерской позиции и выражает поддержку клиенту. Коуч создает доверительное пространство для участников процесса, приглашая клиента брать на себя новые сложные задачи и ответственность за результат. Коуч открыто делится своими ценностями, взглядами, убеждениями и эмоциями, когда это уместно. Коуч принимает и использует собственные реакции в сессии, которые позволяют глубже исследовать личность клиента.

 

ПОЗИТИВНЫЕ МАРКЕРЫ:

1. Коуч в полном объеме владеет навыками коуча уровня СБК и проявляет в сессии все маркеры этого уровня.
2. Коуч проявляет интерес и любопытство в исследовании личности клиента. Уважает особенности личности, темперамента, характера, языка и действий, взглядов, жизненных принципов, ценностей и предпочтений.
3. Коуч проявляет понимание, эмпатию, партнерскую поддержку, отражает прогресс клиента, признает успехи, сильные стороны клиента.
4. Коуч делится своими наблюдениями за вербальными, невербальными, ценностными проявлениями клиента, давая возможность клиенту не согласиться с ним и выразить свою точку зрения для более глубокого исследования запроса.
5. Коуч принимает разные эмоции клиента и может использовать их как ресурс, бросает вызов, предлагает выходить за рамки привычного мышления, поощряя новый взгляд на убеждения, ограничения и страхи, новые области для исследования его личности.
6. Коуч доверяет собственным ощущениям и мыслям в сессии и использует их как возможную полезную информацию для клиента, при этом оставаясь готовым отказаться от них, если клиент не готов принять.
7. Коуч уместно использует в общении с клиентом юмор, чтобы создать доверительную и непринужденную обстановку в сессии.

НЕГАТИВНЫЕ МАРКЕРЫ:

1. Коуч проявляет себя как эксперт, а не как партнер, ищет решения только в тех направлениях коуч-сессии, которые он считает эффективными.
2. Коуч не проявляет интереса и не задает вопросы о том, как клиент видит или воспринимает ситуацию и себя в контексте запроса.
3. Коуч не проявляет партнерскую поддержку клиента в сессии, не признает успехи клиента, сильные стороны клиента в ситуации, когда это уместно.
4. Коуч чувствует себя неуверенно в процессах обратной связи и проявлениях
5. Коуч не проявляется в коуч сессии.

Компетенция 5. Управление качеством внимания в коуч-сессии

Умение удерживать в фокусе внимания все части системы коучингового процесса: наблюдение коучем своих процессов, процессов клиента, процессов динамики коуч-сессии

  1. Коуч проявляет гибкость и адаптирует свой стиль, выбирая то, что лучше всего подходит для клиента.
  2. Коуч использует юмор, чтобы сделать работу более естественной.
  3. Коуч умеет воспринимать открытое выражение сильных эмоций клиента, не начиная защищаться.
  4. Коуч умеет управлять выражением сильных эмоций клиента по поводу его/ее ситуации, не поддаваясь эмоциям клиента.
  5. Коуч умеет определять индивидуальные стили обучения у клиентов и работать с разными стилями обучения.
  6. Коуч помогает клиенту исследовать ситуацию системно. Создавая целостное понимание ее и того, как она отражается на разных уровнях управления и взаимодействия

ОСОБЕННОСТИ ВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЕЙ

Внимание коуча охватывает процессы, происходящие в сознании, чувствах, поведении клиента и коуча, а также процессы коуч-сессии в целом. Коуч наблюдает эмоции клиента, изменение его состояния и появление новых осознаний. Осознает собственные реакции на слова и действия клиента. Коуч проявляет гибкость и эффективно адаптирует свой стиль по отношению к клиенту.

 

ПОЗИТИВНЫЕ МАРКЕРЫ:

1. Коуч в полном объеме владеет навыками коуча уровня СБК и проявляет в сессии все маркеры этого уровня.
2. Коуч внимательно наблюдает особенности мышления, реакций клиента и адаптирует свой стиль ведения коучинга под него.
3. Коуч использует юмор, чтобы сделать работу более естественной.
4. Коуч наблюдает и учитывает динамику коуч-сессии: прогресс клиента, развитие отношений между клиентом и коучем, структуру коуч-сессии.
5. Коуч удерживает внимание на большом количестве проявлений клиента: невербальные проявления, слова, эмоции, отношение, убеждения, ценности, прогресс, а также осознает тот отклик, который коуч испытывает внутри себя.

НЕГАТИВНЫЕ МАРКЕРЫ:

1. Коуч пропускает ценностные слова клиента, не наблюдает изменение эмоций и прогресс клиента.
2. Коуч направляет внимание больше на действия, чем на уровень личности клиента.
3. Коуч не адаптирует свой стиль под клиента и/или к индивидуальному стилю обучения клиента. Ведет сессию формально, используя шаблонные технологии и инструменты коучинга.
4. Коуч не замечает динамику процесса коуч-сессии и, как следствие, не проявляется в управлении процессом коучинга и в проявлении обратной связи.
5. Коуч не удерживает в своем внимании: цель на коуч сессию, бизнес контекст клиента, будущую цель клиента, изменение невербального поведения клиента, ценностные слова, бизнес контекст на протяжении сессии.

Компетенция 6. Активное и глубокое слушание

Умение слушать в целях поддержки самовыражения клиента, понимания клиента, создания и углубления процесса рефлексии клиента о понимании им своего внутреннего мира и своей ситуации

  1. Коуч слушает ожидания клиента, его потребности.
  2. Коуч демонстрирует активное слушание для поддержки мышления клиента, ищет разъяснения, суммирует то, что клиент сказал, перефразирует высказывания клиента, чтобы проверить понимание.
  3. Коуч использует позитивные невербальные и невербальные сигналы, чтобы продемонстрировать открытость и поддержку мышлению клиенту.
  4. Коуч стимулирует осознанность клиента, наблюдая и интерпретируя его невербальные и вербальные сигналы (например, язык тела, выражения лица, тон голоса и т. д.).
  5. Коуч поощряет клиента сказать больше – предлагает клиенту выразить свои чувства, восприятие проблемы, предположения и т. д.
  6. Коуч признает идеи и предложения клиента и опирается на них в рассмотрении ситуации с разных точек зрения.
  7. Коуч использует паузы, чтобы получить больше информации и дать клиенту больше пространства для осознанности.
  8. Коуч наблюдает за изменением эмоционального состояния клиента.
  9. Коуч обращает внимание на то, что клиент не говорит в обсуждаемых вопросах.
  10. Коуч слушает и наблюдает контекст, идеи, ценности и убеждения, триггеры и привычки мышления и поведения клиента, исследует их.

ОСОБЕННОСТИ ВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЕЙ

Коуч использует глубокое слушание для стимулирования осознанности клиента. Слушание коуча направлено на исследование глубинных смыслов, невысказанных словами. Коуч замечает проявления, динамику клиента на вербальном, невербальном и эмоциональном уровнях. Коуч слышит ценностные слова, ограничения, убеждения, привычки мышления, суждения и триггеры, чтобы затем помочь клиенту осознать и исследовать их.

 

ПОЗИТИВНЫЕ МАРКЕРЫ:

1. Коуч в полном объеме владеет навыками коуча уровня СБК и проявляет в сессии все маркеры этого уровня.
2. Коуч слышит идеи, ценности и убеждения, триггеры, привычки мышления и поведения клиента.
3. Коуч слышит глубинные потребности в развитии клиента.
4. Коуч слушает и наблюдает за проявлениями и изменением эмоционального состояния клиента, его невербальных проявлений.
5. Коуч при слушании удерживает в фокусе внимания 3-4 элемента информации о клиенте, слушает нелинейно (в том числе, вербальное и невербальное проявление, то, что клиент говорил ранее).
6. Коуч слышит процессы проявления прогресса клиента на сессии и может дать по ним обратную связь.

НЕГАТИВНЫЕ МАРКЕРЫ:

1. Коуч не слышит идеи, ценности и убеждения, триггеры и привычки мышления и поведения клиента, не исследует их либо не дает по ним обратную связь.
2. Коуч не слышит проявлений и изменений эмоционального состояния, невербальных проявлений клиента, не исследует их либо не дает по ним обратную связь.
3. Коуч не слышит потребность клиента в развитии и не исследует ее либо не дает обратную связь об этом.
4. Слушание коуча ограничено двумя типами наблюдаемого процесса у клиента, и формальными вопросами в коуч сессии, не связанными с потребностью клиента.

Компетенция 7. Эффективные вопросы.

Способность задавать вопросы, которые создают рефлексию клиента о себе, ситуации, целях, видении, поиске решения, выборе

  1. Коуч задает вопросы, которые помогают клиентам лучше понять себя: эмоции, смысл, миссия, цели, ценности, идеалы, мечты, стремления, страхи, идентичность и на что направлен фокус внимания.
  2. Коуч задает вопросы, которые помогают клиентам системно осознавать, что важно для них, как это влияет на команду, как их команды влияют на бизнес и/или организацию в целом, и как их бизнес и/или организация влияет на общество.
  3. Коуч задает вопросы, которые помогают клиенту привнести большую осознанность, системность и новые точки зрения в понимание ситуации, которая заявлена в рамках цели на сессию.
  4. Коуч задает вопросы, которые помогают клиенту ориентироваться на будущее, желаемые цели и видение своей жизни, осознавать новые перспективы и возможности, раскрывать свой потенциал в рамках бизнес-контекста и/или организации
  5. Коуч задает вопросы, которые помогают клиенту делать осознанный выбор в ситуациях неопределенности и постоянных изменений. Коуч задает вопросы, которые помогают расставлять приоритеты во времени и пространстве.
  6. Вопросы коуча содержат слова клиента.
  7. Вопросы коуча просты по форме и содержанию (один вопрос за один раз).

ОСОБЕННОСТИ ВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЕЙ

Коуч задает вопросы, чтобы исследовать слова и понятия, которые использует клиент в своей речи. Задача коуча – помочь клиенту осознать себя, получить новое понимание ситуации. Вопросы коуча являются следствием интереса и внимания к соглашению, потребностям, способам мышления и личности клиента и другим проявлениям клиента в коуч-сессии. Коуч принимает во внимание бизнес-контекст и систему, которые влияют на клиента при исследовании соглашения на коуч-сессию и всей сессии в целом

 

ПОЗИТИВНЫЕ МАРКЕРЫ:

1. Коуч в полном объеме владеет навыками коуча уровня СБК и проявляет в сессии все маркеры этого уровня.
2. Коуч формулирует вопросы на основании услышанного в коуч-сессии, собственного любопытства и интуиции.
3. Коуч задает вопросы, которые помогают клиентам осознать себя. Например, эмоции, смыслы, миссию, цели, ценности, восприятие, стремления, идентичность. Вопросы помогают ориентироваться на будущее, желаемые цели и видение своей жизни в контексте бизнеса и/или организации.
4. Коуч задает вопросы, которые помогают клиенту систематизировать свое понимание и привнести новый взгляд, перспективу на ситуацию, которая заявлена в рамках соглашения на коуч-сессию с учетом потребностей бизнеса и/или организации.
5. Коуч задает вопросы, которые помогают клиенту определить главные критерии, на которых он основывается. Делать осознанный выбор в ситуациях неопределенности и постоянных изменений.
6. Коуч задает вопросы, которые помогают расставлять приоритеты во времени и пространстве.
7. Коуч задает вопросы, которые помогают клиенту исследовать собственные страхи и ограничения, видеть в них ресурс
8. Коуч задает вопросы, которые направлены не только на исследование личности клиента, но и на понимание бизнес-системы, которая влияет на клиента.

НЕГАТИВНЫЕ МАРКЕРЫ:

1. Коуч не исследует личность клиента, задавая в большей степени вопросы о действиях.
2. В работе с клиентом коуч использует шаблонные технологии и вопросы, не доверяет собственной интуиции.
3. Коуч не задает вопросы, направленные на понимание клиентом бизнес-контекста и системы, в которой он находится, когда это уместно в коуч-сессии.
4. Коуч не задает вопросы, которые помогают клиенту систематизировать свое понимание и привнести новый взгляд, перспективу на ситуацию, которая заявлена в рамках соглашения на коуч-сессию.
5. Коуч не задает вопросы, которые помогают клиенту осознанно исследовать критерии выбора.
6. Коуч не исследует при расстановке приоритетов критерии времени и пространства, помогая сделать клиенту осознанный выбор.

Компетенция 8. Проявление коуча в сессии

Способность коуча делиться своими наблюдениями, мыслями, чувствами, интуицией, опытом во время коуч-сессии

  1. В случае необходимости коуч предоставляет обратную связь в стандартном формате: делится наблюдениями на основании фактов о сильных сторонах клиента и о том, что, по мнению коуча, могло бы усилить клиента.
  2. В случае необходимости коуч предоставляет обратную связь в коучинговом формате, задавая исследовательские вопросы, способствующие самостоятельному понимаю клиентом ситуации и его поведения, мышления и чувств и нахождению вариантов для изменений.
  3. В случае необходимости коуч предоставляет обратную связь в рефлексивном формате. Коуч делится своей рефлексией на сессии, приглашая клиента поделиться своим мнением о ней.
  4. В случае необходимости коуч осуществляет прямую коммуникацию. Если коуч замечает несоответствие между мыслями, словами, чувствами и действиями клиента, коуч на основании фактов делится своими наблюдениями, приглашая клиента к ответной рефлексии по поводу озвученного.
  5. По запросу клиента коуч может поделиться своим мнением и экспертизой в коучинговом формате, то есть, предлагая мнение, экспертизу и опыт как один из множественных вариантов решения. И приглашает клиента поделиться своим мнением об этом.

ОСОБЕННОСТИ ВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЕЙ

Коуч свободно делится своей рефлексией, интуитивным пониманием на сессии, приглашая клиента поделиться своим мнением о ней.

 

ПОЗИТИВНЫЕ МАРКЕРЫ:

1. Коуч в полном объеме владеет навыками коуча уровня СБК и проявляет в сессии все маркеры этого уровня.
2. Коуч делится в недирективном формате своими наблюдениями, мыслями, чувствами, интуицией, опытом во время коуч-сессии.
3. Коуч в случае необходимости предоставляет обратную связь в коучинговом формате, задавая исследовательские вопросы, способствующие самостоятельному понимаю клиентом сильных сторон и желательных изменений в поведении, мышлении, взглядах на жизнь, чувствах.
4. Коуч кратко делится своей рефлексией, чтобы у клиента появилась еще одна точка зрения и приглашает клиента поделиться своим мнением, не ожидая одобрения или опровержения со стороны клиента.
5. Коуч замечает сильные стороны, своевременно говорит о них для усиления прогресса клиента и предлагает ему поделиться своей рефлексией об этом.
6. По запросу клиента коуч может поделиться своим мнением, экспертизой и опытом в коучинговом формате, то есть, предлагает их как один из множественных вариантов решения для расширения мышления клиента, сохраняя самостоятельность клиента в выборе наиболее подходящего для него решения. И предлагает клиенту поделиться своим мнением в ответ.

НЕГАТИВНЫЕ МАРКЕРЫ:

1. Коуч делится наблюдениями, мыслями, чувствами, интуицией, опытом без запроса или согласия клиента, не запрашивая мнение клиента, что он думает о сказанном коучем.
2. Коуч задает исследовательские вопросы только на уровне поведения и ситуации клиента, не вовлекая в исследование его сильных сторон и желательных изменений в его мышлении, взглядах на жизнь, чувствах. Коуч не способствует раскрытию модели мышления клиента. Понимание личности самого клиента ограничено.
3. Коуч делится своими мыслями и осознаниями, используя длинные, витиеватые фразы, подчеркивая доказательствами верность своей идеи, побуждая клиента одобрить или согласиться со сказанным.
4. Коуч не замечает сильные стороны клиента и не привлекает к ним его внимание или говорит их клиенту, выходя из партнерской позиции (в формате лести, из желания понравится клиенту, не опираясь на факты).
5. Коуч предлагает мнение, экспертизу или опыт без запроса клиента, создавая ощущение, что сказанное - наиболее подходящее решение для клиента. Коуч не запрашивает мнение клиента об услышанном и не замечает, как сказанное влияет на прогресс клиента в сессии. Коуч не предоставляет клиенту возможность самостоятельно сделать выбор наиболее подходящего для него решения.

Компетенция 9. Поддержка клиента в процессе развития

Поддержка клиента для осознания им своего прогресса в движении к долгосрочным целям на коуч-сессии и в процессе личных изменений

  1. Коуч обсуждает с клиентом, как цель на сессию соотносится с его долгосрочным развитием, долгосрочным контрактом.
  2. Коуч обсуждает с клиентом его прогресс во время коуч-сессии.
  3. Коуч помогает клиенту спланировать действия до следующей сессии.
  4. Коуч обсуждает с клиентом, насколько он выполнил запланированные на предыдущей сессии шаги.
  5. Коуч обсуждает с клиентом его прогресс в отношении долгосрочного контракта (сверяет соответствие прогресса клиента пошаговому плану и запланированным промежуточным результатам).
  6. Коуч оказывает клиенту поддержку в процессе изменений (например, когда есть эмоции при движении в новое, в ситуациях неизвестности, вызова, когда у клиента не получается).
  7. Коуч наблюдает и озвучивает сильные стороны клиента для поддержки клиента в его изменениях и дальнейшем развитии.

ОСОБЕННОСТИ ВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЕЙ

Поддержка клиента для осознания им своего прогресса в движении к долгосрочным целям на коуч-сессии и в процессе личных изменений.

 

ПОЗИТИВНЫЕ МАРКЕРЫ:

1. Коуч в полном объеме владеет навыками коуча уровня СБК и проявляет в сессии все маркеры этого уровня.
2. Коуч обсуждает с клиентом связь соглашения на коуч-сессию с его желаемым прогрессом в долгосрочном развитии, долгосрочным контрактом, включая при необходимости связь с долгосрочной бизнес-целью.
3. Предлагает клиенту исследовать обратную связь от стейкхолдеров в бизнес-контексте, когда это уместно.
4. Коуч направляет внимание клиента на создание системы изменений за рамками коуч-сессии, которая поддержит его на этапе развития.
5. Коуч обсуждает с клиентом изменения, которые произошли с ним за рамками коуч-сессии на личностном уровне в его восприятии себя, в отношении ситуации.
6. Коуч уместно делится с клиентом, кейсами, которые демонстрируют возможные способы поддержки себя при движении в новом направлении
7. Коуч наблюдает и озвучивает сильные стороны клиента для поддержки в его изменениях и дальнейшем развитии как на уровне поведения, так и на уровне личности.
8. Коуч приглашает клиента исследовать осознания, которые приходят клиенту в коуч-сессиях и между ними.

НЕГАТИВНЫЕ МАРКЕРЫ:

1. Коуч не уточняет у клиента, как заявленное соглашение на коуч-сессию связано с желаемым прогрессом в отношении долгосрочного контракта, долгосрочного развития.
2. В ситуации, когда запрос клиента на сессию содержит бизнес-контекст, коуч не обсуждает с клиентом возможности исследования обратной связи от стейкхолдеров.
3. Коуч обсуждает прогресс клиента, как отдельные действия, а не как поддерживающую систему в движении клиента к его целям и развитию.
4. Коуч фокусирует внимание клиента на изменениях, которые произошли с ним за рамками коуч-сессии только на уровне поведения.
5. Коуч делится личным кейсом как готовым решением, а не как предложением. Не интересуется мнением клиента, не способствует рефлексии клиента в ответ на сказанное.
6. Коуч не замечает и не говорит клиенту о его сильных сторонах уместно, искренне для усиления клиента в его прогрессе. Коуч озвучивает сильные стороны клиента только в отношении поведения, не затрагивая уровень личности.
7. Коуч не выявляет и не исследует осознания клиента, которые приходят в коуч-сессиях и между ними. Коуч не исследует осознания клиента на уровне личности.

Компетенция 10. Профессиональное развитие коуча

Коуч нацелен на профессиональное и личностное развитие

  1. Коуч устанавливает высокие стандарты работы и стремится к её превосходному качеству.
  2. Коуч способен оценить практический результат своей работы, регулярно запрашивает обратную связь от клиентов и заинтересованных сторон, чтобы поддерживать и улучшать свою эффективность.
  3. Коуч регулярно обращается к услугам менторов для коучей, чтобы развивать свои профессиональные компетенции.
  4. Коуч регулярно повышает свой уровень осознанности о себе как коуче, своих реакциях и процессах, проявляемых в коуч-сессиях, используя супервизию для коучей.
  5. Коуч непрерывно совершенствует свое обучение и практику, например, участвует в профессиональных конференциях и семинарах, тренингах, специализированных профессиональных программах; обучается на рабочем месте, читает, участвует в исследованиях, полезных для понимания профессионального контекста и развития профессии.
  6. Коуч обладает необходимыми для коучинга руководителей знаниями (в психологии, менеджменте, принципах обучении взрослых, экспертными знаниями в своей коучинговой специализации и т.д.) и стремится повышать свою осведомлённость в них. У коуча есть понимание бизнес-задач, бизнес среды, особенностей корпоративной культуры.