Маркеры компетенций коуча Master Business & Executive Coach (MBEC) — Национальная федерация менторов и коучей

Маркеры компетенций коуча Master Business & Executive Coach (MBEC)

Компетенция 1. Профессиональные стандарты

Коуч соблюдает высокие стандарты честности и добросовестности в отношении предоставления своих профессиональных услуг.

Коуч совместно с клиентом определяет цель, план и результат коучинговых отношений. Содействует клиенту в исследованиях его потребностей для достижения результата. Ориентируется на действия, которые необходимо предпринять, чтобы достичь поставленной цели. Ограниченно выступает в роли партнёра в исследовании потребности клиента. В большей степени сфокусирован на заботе о безопасности и комфорте клиента, чем на его продвижении в исследовании себя.

Это означает соблюдение всех соглашений, заключенных в контексте отношений бизнес-коучинга, а также соблюдение юридических и этических обязательств перед клиентом и другими лицами, которые вовлечены в коучинговое взаимодействие (например, спонсор, организация, коллеги).
На сертификации не оценивается, кроме случаев прямого несоблюдения Этического кодекса Национальной федерации профессиональных менторов и коучей

Компетенция 2. Заключение долгосрочного контракта в коучинге

Соблюдение делового и организационного контекста для заключения контракта с организацией

На сертификации не оценивается

Компетенция 3. Заключение соглашения на коуч-сессию

Соблюдение делового и организационного контекста для заключения контракта с организацией

Коуч исследует запрос клиента, помогая ему осознать необходимые изменения в себе, в его бизнес-контексте и системе, в окружающем мире, которые помогут достичь желаемой цели.

ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ:

1. Исследует контекст запроса клиента.
2. Исследует страхи, убеждения и смыслы с целью помочь клиенту понять, каких изменений в своей жизни тот хочет достичь.
3. Видит ситуацию клиента широко, включая весь бизнес-контекст и систему, в которой действует клиент, и приглашает клиента исследовать все сферы.
4. Направляет внимание клиента на исследование системы и бизнес-контекста, в которых действует клиент, с целью осознать взаимное влияние для достижения желаемых изменений внутри данной системы или над ней.
5. Фокусирует внимание клиента на личностных изменениях, а также на новом понимании клиентом себя внутри системы и бизнес-контекста.
6. Фокусирует внимание клиента на связи его личных целей и потребностей со стратегическими целями и культурой компании, спецификой бизнеса, а также потребностями других людей.
7. Выступает в роли думающего партнера, используя переговорный стиль с целью исследовать ситуацию клиента уже на этапе заключения соглашения на коуч-сессию.

КОУЧ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (позитивные индикаторы)

1. Коуч заключает соглашение на коуч-сессию не только на уровне изменений в осознанности клиента, но также привносит системную осознанность на уровне бизнес-системы, взаимных влияний в системе и широкого стратегического взгляда с верхних уровней на ситуацию и желаемые изменения.
2. Коуч исследует значимые и ценностные слова клиента, помогает клиенту понять их истинный смысл. Наблюдает невербальный уровень и делится своими наблюдениями, чтобы клиент глубже осознал смысл своего запроса.
3. Коуч помогает клиенту исследовать бизнес-контекст, сопротивление и возможные ресурсы системы, чтобы получить максимально широкую картину своего запроса.

КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)

1. Коуч не исследует глубинные потребности и смыслы клиента.
2. Коуч не проясняет значение ценностных слов, энергии и самовосприятия клиента.
3. Коуч не имеет намерения помочь клиенту исследовать и понять себя глубже.
4. Коуч не создает четкого соглашения.
5. Коуч не исследует бизнес-систему и весь контекст, влияющий на клиента.
6. Коуч не проявляется в исследовании и не дает клиенту обратную связь о запросе, основанную на мыслях и наблюдениях коуча.

Компетенция 4. Установление взаимных доверительных отношений

Установление взаимного доверия и честного общения с клиентом.

Коуч воспринимает беседу как развивающую для обеих сторон, проявляет интерес к внутреннему миру клиента, легко, недирективно делится собственным мнением, видением, экспертным опытом. Коуч демонстрирует готовность экспериментировать в рамках профессиональных компетенций и разнообразия моделей коучинга. Коуч готов высказывать свою точку зрения и не соглашаться с клиентом, быть готовым в процессе сессии выходить за рамки своего комфорта и помогать в этом клиенту, идти на риск в ситуации напряжения и несогласия клиента. Коуч воспринимает напряжение как ресурс для исследования.

ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ:

1. Доверяет клиенту как свободной личности, себе как профессионалу, коучингу как методу.
2. Готов выходить за границы собственного комфорта, воспринимая себя как инструмент развития клиента.
3. Проявляет понимание, эмпатию, отражает прогресс клиента, признает успехи, сильные стороны и уникальные характеристики клиента.
4. Выступает в сессиях полноправным партнером, чье мнение и ощущения важны для достижения клиентом результатов. Открыто делится своими ценностями, взглядами, убеждениями и эмоциями, когда это уместно.
5. Делится своим мнением, даже если он понимает, что клиент будет с ним не согласен.
6. Создает безопасную обстановку для работы с деликатными вопросами (например, при работе со страхами).
7. Видит границы привычного сознания клиента и предлагает ему исследовать эти границы. Коуч поддерживает клиента при выходе в зону неизвестности, дает ему возможность осознать свои сильные стороны и почувствовать уверенность.
8. Фокусирует внимание клиента на новых сложных задачах, в свою очередь предоставляя соответствующую поддержку.
9. Гибко и эффективно меняет роли (ментор, тренер), оставаясь в рамках коучинговых отношений и принципов, согласовывая изменение ролей с клиентом.
10. Проявляет гибкость, разнообразие и эффективность, используя методы различных профессиональных школ коучинга, оставаясь в рамках коучинговых отношений и принципов.
11. Готов экспериментировать в рамках профессиональных компетенций, высказывать свою точку зрения и не соглашаться с клиентом, быть готовым в процессе сессии выходить за рамки своего комфорта и помогать в этом клиенту.

КОУЧ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (позитивные индикаторы)

1. Коуч проявляется в сессии через формы прямой коммуникации, давая возможность клиенту осознавать себя в партнерском диалоге.
2. Коуч поощряет клиента исследовать не только личный запрос, но и окружающий его бизнес-контекст, систему, ее элементы, связи.
3. Коуч использует сопротивление клиента для более глубокого исследования соглашения на сессию и прогресса клиента, раскрытия его потенциала, с разрешения клиента.
4. Коуч испытывает любопытство к потребностям, вектору и новому уровню развития клиента, личности клиента, процессов взаимодействия клиента и бизнес-системы, в которой он находится, построению гипотез о ключевых изменениях для клиента.

КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)

1. Коуч ограничивается в своих проявлениях на сессии исключительно вопросами или использует формально обратную связь.
2. Коуч ограничивается привычной ролью спрашивающего даже в том случае, если для развития клиента необходимо сменить роль и дать клиенту новый взгляд для осознания себя в контексте бизнес-системы. У клиента есть потребность и готовность к смене роли коуча.
3. Коуч не готов к исследованию сильных эмоций, и сопротивления клиента, при встрече с ними исследует безопасное и более понятное для него направление.

Компетенция 5. Управление качеством внимания в коуч-сессии

Умение удерживать в фокусе внимания все части системы коучингового процесса: наблюдение коучем своих процессов, процессов клиента, процессы динамики коуч-сессии.

Внимание коуча охватывает процессы личности клиента, информацию контекста бизнес-ситуации клиента, процессы коуча, процессы коуч-сессии. Коуч удерживает внимание на динамике клиента в процессе всех сессий и в коуч-сессии. Он наблюдает процессы и проявления личности клиента. Наблюдает восприятие клиента в системе его бизнес-контекста и системе взаимовлияний. Наблюдает за собственными реакциями, происходящими в коуч-сессии. Коуч направляет свое внимании в ситуации сильных эмоций и сопротивлений клиента на потребности клиента в развитии, воспринимает их как ресурс.

ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ:

1. Управляет, исследует, преобразует эмоции клиента в потребности развития и большего понимания себя для клиента.
2. Остается в процессах объективного наблюдения и профессиональной эффективности в моментах эмоциональных проявлений клиента. Способен исследовать, задавать эффективные вопросы, давать обратную связь, наблюдать ситуацию и вести сессию системно, проявлять любопытство.
3. Осознает себя как часть системы коуч-сессии, поэтому чутко относится и доверяет всем изменениям, которые происходят в самом коуче, умеет осознавать их и относится к сигналам своего восприятия как к возможному ресурсу для исследования. Предлагает исследования, когда это уместно.
4. Умеет управлять своими эмоциями на коуч-сессии, проявляет эмоциональный интеллект.
5. Определяет индивидуальные стили обучения у клиентов и работает с разными стилями обучения.
6. Умеет воспринимать ситуацию клиента системно, целостно и детально одновременно. Помогает клиенту исследовать ситуацию целостно и системно, и с точки зрения того, как она отражается на разных уровнях управления и взаимодействия.

КОУЧ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (позитивные индикаторы)

1. Коуч удерживает внимание на множестве элементов: на системе клиента и ее связях, на потребностях долгосрочного контракта, на динамике клиента и на деталях коуч-сессии, это проявляется в вопросах, предложенных темах для исследования коуча и обратной связи.
2. Коуч наблюдает клиента целостно, системно и детально одновременно. Это проявляется в вопросах, предложенных темах для исследования коуча и обратной связи.
3. Коуч наблюдает личность клиента целостно и многуровнево (мышление, эмоции, паттерны, потребности изменения клиента в системе, в которой развивается клиент). Это проявляется в вопросах, предложенных темах для исследования коуча и в обратной связи.
4. Коуч внимателен к своим чувствам, мыслям и реакциям в сессии. Он умеет их осознавать, выбирать для своих проявлений то, что будет эффективно для прогресса клиента, умеет отказаться от своих проявлений, которые не целесообразны.
5. Коуч внимателен к выражению сильных эмоций клиента, его сопротивлению, внимание коуча направлено на потребность клиента в развитии.

КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)

1. Коуч не направляет внимание клиента на исследование личности клиента, не замечает невербальных проявлений клиента в сессии, противоречий.
2. Коуч не направляет внимание клиента на бизнес-контекст и систему, которые могут оказать влияние на цели и развитие клиента.
3. Коуч не рассматривает собственные реакции как ресурс для развития клиента.
4. Коуч в ситуации проявлений эмоций клиента теряет проявление профессиональных компетенций и управление коуч-сессией.

Компетенция 6. Активное и глубокое слушание

Умение слушать в целях поддержки самовыражения клиента, понимания клиента, создания и углубления процесса рефлексии клиента о понимании им своего внутреннего мира и своей ситуации

Коуч слушает клиента как целостную личность, с уровня мышления, идентификации, привычек, паттернов поведения. Глубинное слушание позволяет найти источник роста клиента для следующего этапа развития, обнаружить его ключевые потребности, способности и таланты. Коуч слушает, как система и бизнес-контекст влияют на цели клиента.

ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ:

1. Слушает с разных фокусов внимания – личность клиента, его истинные потребности, страхи , привычки мышления, восприятие себя и ситуации , влияние системы и бизнес-контекста.
2. Слышит, что у клиента уже есть, в чем потребность для перехода на новый уровень развития
3. Замечает новые ценности, которые пока не осознаны клиентом
4. Удерживает 5 и более элементов системы клиента (вербальное и невербальное проявление, потребности, заявленная соглашение на сессию, ценности, ценностные слова, триггеры и т.п.)

КОУЧ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (позитивные индикаторы)

1. Коуч слушает клиента, чтобы помочь ему перейти на новый личностный уровень развития, основанный на его потребностях и той системе в которой он планирует разиваться. Об этом свидетельствуют вопросы, обратная связь коуча на сессии.
2. Коуч слушает клиента целостно, и на уровне личности, и на уровне поведенческих проявлений клиента, в контексте системы и бизнес среды клиента, его жизни в целом.
3. Коуч слышит страхи, неэффективное поведение, триггеры, а также привычки реагирования в системе, в которой действует клиент. И воспринимает их как ресурс для развития клиента
4. Коуч слышит сильные стороны и таланты клиента, чтобы в дальнейшем использовать их как точку роста клиента в обратной связи.

КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)

1. Коуч слушает клиента только на текущем уровне, не замечая признаков и потребности перехода на новый уровень
2. Коуч слышит клиента одностороннее, только с одного уровня, например поведения. И пропускает информацию с других уровней. Это проявляется в вопросах и обратной связи.
3. Коуч услышав страхи, «не эффективное» поведение и убеждения, привычки реагирования в системе, в которой действует клиент, задает вопросы которые связаны с стилем «починить» клиента, а не восприятием ресурса и потребности клиента.
4. Коуч не слышит таланты и сильные стороны клиента, не предлагает рассматривать их как ресурс, не дает по ним обратную связь клиенту.

Компетенция 7. Эффективные вопросы.

Способность задавать вопросы, которые создают рефлексию клиента о себе, ситуации, целях, видении, поиске решения, выборе.

Коуч помогает клиенту исследовать свой запрос в рамках бизнес-контекста и системы, которая оказывает на него влияние. Вопросы коуча помогают клиенту выявить причинно-следственные связи и получить комплексный взгляд на ситуацию «сверху». Коуч помогает клиенту осознать следующий уровень своего развития.

ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ:

1. Задает вопросы, способствующие системному пониманию контекста, в котором находиться клиент
2. Задает вопросы, которые помогают клиенту осознать, что для него важно, как его решения влияют на команду, как его команда влияет на организацию в целом и, как их организация влияет на общество.
3. Задает вопросы для исследования системы, в которой клиент действует, развивается, ищет решение на коучинге. Помогает клиенту осознать: принципы, правила, взаимосвязи, действующие в системе.
4. С помощью вопросов проявляет партнерскую позицию и позволяет клиенту самому выбирать направление для исследования в сессии, выражать свое мнение, больше прислушиваться к своей интуиции.
5. Предлагает клиенту исследовать его страхи и сопротивление. Задает вопросы, чтобы клиент осознал свое сопротивление и воспринял его как ресурс для собственного развития.

КОУЧ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (позитивные индикаторы)

1. Коуч задает вопросы клиенту расширяющие его понимание бизнес-системы и контекста соглашения.
2. Коуч помогает клиенту осознать, что явное и скрытое в системе влияет на него и какие возможности он может использовать как для собственного развития, так и для совершенствования бизнес-системы.
3. Вопросы коуча помогают клиенту осознать свой следующий уровень развития с точки зрения личности и бизнеса. А также проясняют ценности, цели и особенности этого уровня, изменения в восприятии бизнеса и новый уровень мышления клиента.
4. Коуч помогает клиенту сформировать понимание нового уровня развития бизнеса, его целей и системы взаимодействий.

КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)

1. Вопросы коуча направлены только на личность, не исследуют уровень бизнес-контекста и осознания клиентом себя в этой системе, взаимовлияния.
2. Коуч не исследует новый уровень развития клиента и его бизнеса.

Компетенция 8. Проявление коуча в сессии

Способность коуча делиться своими наблюдениями, мыслями, чувствами, интуицией, опытом во время коуч-сессии.

Коуч проявляется в сессии на равных, как партнер. Свободно и эффективно делиться различными форматами обратной связи. Коуч умеет гибко, уместно и эффективно проявиться из разных ролей в сессии: ментор, тренер, консультант, - согласовывая с клиентом смену роли и потребность в ней.

ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ:

1. Свободно делится своим мнением, соблюдая формат обратной связи.
2. Делится бизнес-опытом, предлагая клиенту переосмыслить и осознать предложенную информацию применительно к его запросу.
3. Воспринимает сопротивление и возражения клиента в ответ на обратную связь как ресурс для исследования и готов, в случае несогласия клиента с обратной связью, быть не привязанным к своей точке зрения.
4. Замечает особенности личности, эффективные и неэффективные стратегии поведения клиента, паттерны поведения клиента в системе. Делится своими наблюдениями и предлагает клиенту исследовать их.
5. Замечает сильные стороны, таланты и мастерство клиента и предлагает их как ресурс для клиента.
6. Приводит достаточное количество аргументов, сохраняя партнёрскую позицию и диалог.
7. Делится своим кейсами, предлагая клиенту самому выбрать полезные параллели со своей ситуацией и бизнес-системой.
8. Обратная связь коуча нацелена не только на исследование внутреннего мира клиента, но и на бизнес-контекст, в котором сформировался его запрос.
9. Умеет эффективно и гибко давать различные форматы обратной связи.
10. Умеет соотносить количество и качество своих проявлений в сессии с эффективностью и балансом проявлений клиента.
11. Приводит достаточное количество аргументов, сохраняя партнерскую позицию и диалог.

КОУЧ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (позитивные индикаторы)

1. Коуч-сессия представляет собой диалог между равными партнерами. Коуч вносит вклад в коуч-сессию как партнер и проявляется в форматах обратной связи с целью развития и прогресса клиента.
2. Коуч делится своими мыслями и наблюдениями в контексте не только личности, но и с позиции широкого взгляда на систему и бизнес-контекст в целом.
3. Коуч аргументирует ясно и кратко свою обратную связь, сохраняя партнерскую позицию и диалог.
4. Замечает, что проявилось в клиенте из сильных сторон, талантов и мастерства, и предлагает их как ресурс для прогресса клиента.
5. Коуч создает ситуацию сессии, в которой проявлений клиента больше, чем проявлений коуча.

КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)

1. Коуч делится обратной связью, опытом, кейсами и мнением директивно, не в форме предложения, не даёт клиенту возможности осознать полученную информацию.
2. Коуч использует однообразно обратную связь, шаблонные технологии обратной связи.
3. Коуч не спрашивает мнение клиента относительно своей обратной связи.
4. Коуч не использует аргументы для обоснования обратной связи.
5. Коуч не дает обратной связи о наблюдаемых проявлениях клиента для его прогресса: сильные стороны, таланты и мастерство.
6. Коуч проявляется в сессии больше, чем клиент.

Компетенция 9. Поддержка клиента в процессе развития

Поддержка клиента для осознания им своего прогресса в движении к долгосрочным целям на коуч-сессии и в процессе личных изменений.

Коуч исследует и помогает клиенту осознавать свой потенциал для выхода на новый уровень развития/изменений и делать их частью системного развития клиента.

ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ:

1. Обсуждает с клиентом изменения на уровне личности.
2. Предлагает клиенту осознать свои успешные стратегии, мастерство для прогресса, целей, нового уровня развития клиента в контексте жизни и бизнес-системы.
3. Помогает клиенту выбирать стейкхолдеров для получения от них обратной связи. Обсуждает критерии выбора и возможные договоренности.
4. Оказывает клиенту поддержку в процессе изменений (например, когда есть эмоции при движении в новое, в ситуациях неизвестности, вызова, когда у клиента не получается) с помощью обратной связи, в коучинговом и менторском форматах.

КОУЧ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (позитивные индикаторы)

1. Коуч оказывает клиенту поддержку, предлагая использовать сильные эмоции как ресурс для построения системы изменений, которая позволит клиенту выйти на новый уровень развития.
2. Коуч направляет внимание клиента на внутренние осознания о собственной личности и сильных сторонах, делает связь их с целями клиента, новым уровнем развития.
3. Коуч предлагает обсудить потребность в обратной связи от системы, в которой развивается клиент.

КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)

1. Коуч не рассматривает обратную связь от системы, в которой работает клиент, как ресурс для его долгосрочного развития.
2. Коуч не обсуждает прогресс изменений клиента на уровне личности.
3. Коуч не спрашивает в итоге сессии, как клиент будет развиваться за рамками сессии в теме соглашения и инсайтов в сессии.
4. Коуч проигнорировал процесс обсуждения поддержки в ситуации вызова для клиента (например, когда есть эмоции при движении в новое, в ситуациях неизвестности, вызова, когда у клиента не получается). Не владеет поддержкой в формате коучинга, менторинга и обратной связи.

Компетенция 10. Профессиональное развитие коуча

Коуч нацелен на профессиональное и личностное развитие/


На сертификации не оценивается
Присоединяйтесь