Авторские права на компетенции принадлежат А.Прицкер. Цитирование разрешено со ссылкой на автора, а при использовании в обучающих продуктах разрешено с официального письменного разрешения автора и ссылкой на нее.

Компетенция 1. Профессиональные стандарты

Коуч соблюдает высокие стандарты честности и добросовестности в отношении предоставления своих профессиональных услуг.

Коуч соблюдает высокие стандарты честности и добросовестности в отношении предоставления своих профессиональных услуг.
Коуч совместно с клиентом определяет цель, план и результат коучинговых отношений. Содействует клиенту в исследованиях его потребностей для достижения результата. Ориентируется на действия, которые необходимо предпринять, чтобы достичь поставленной цели.
Это означает соблюдение всех соглашений, заключенных в контексте отношений бизнес-коучинга, а также соблюдение юридических и этических обязательств перед клиентом и другими лицами, которые вовлечены в коучинговое взаимодействие.

На сертификации не оценивается, кроме случаев прямого несоблюдения Этического кодекса Национальной федерации профессиональных менторов и коучей

Компетенция 2. Заключение долгосрочного контракта в коучинге

Создание и соблюдение делового и коучингового контракта (долгосрочные цели в коучинге с клиентом)

Создание и соблюдение коучингового контракта (долгосрочные цели в коучинге с клиентом).
Коуч исследует запрос клиента, помогая ему осознать необходимые изменения в себе, в его контексте и системе, в окружающем мире, которые помогут достичь желаемой цели.


На сертификации не оценивается

Компетенция 3. Заключение соглашения на коуч-сессию

Определение цели, плана и результата коучинговых отношений.

Коуч содействует клиенту в исследованиях его потребностей для достижения результата. Ориентируется на действия, которые необходимо предпринять, чтобы достичь поставленной цели.

ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ:

1. Уточняет у клиента цель на коуч-сессию.
2. Помогает клиенту создать измеримые критерии (результаты) достижения цели на сессию.
3. Исследует соглашение на коуч-сессию, помогает клиенту выбрать приоритетный вопрос, чтобы работать над ним в коуч-сессии, отказываясь от остальных тем, которые явно или неявно звучат в запросе.
4. В исследовании потребности клиента исследует уровень действий клиента.
5. Ориентирован на достижение целей клиента в контексте долгосрочного контракта в коучинге. При заключении соглашения на сессию действует в рамках формальных инструментов.

КОУЧ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (позитивные индикаторы)

1. Коуч придерживается заявленной повестки заключенного соглашения на коуч-сессию, следуя за первоначальной целью клиента.
2. Коуч углубляет понимание клиентом заявленной цели и желаемого результата на коуч-сессию.
3. Коуч помогает клиенту выявить соглашение на коуч-сессию, все измеримые критерии успеха как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе.

КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)

1. Коуч выбирает тему для исследования за клиента. 2. Коуч не заключает, согласно компетенциям, соглашение с клиентом, понятное клиенту и коучу. 3. Коуч не слышит попытки клиента изменить соглашение на коуч-сессию или не способен гибко переключиться на новую цель, которую явно или неявно озвучивает клиент в коуч-сессии.

Компетенция 4. Установление взаимных доверительных отношений

Установление взаимного доверия и честного общения с клиентом.

Коуч создает для клиента ситуацию комфорта. Главная задача для коуча этого уровня в том, чтобы клиент чувствовал себя безопасно, испытывал удовольствие от процесса и интерес к исследованию себя. Коуч доверяет клиенту как свободной личности.

ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ:

1. Проявляет уважение к личности клиента, искреннюю заботу о его благополучии и оказывает максимальное содействие для достижения клиентом успеха в решении его задачи.
2. Коуч доверяет клиенту в его способности найти нужное решение и коучингу как методу работы с клиентом.
3. Придерживается всех взятых на себя обязательств и обещаний.
4. Придерживается известных технологий и шаблонов, так как испытывает сложности, если оказывается в зоне неизвестности.
5. Создает безопасную среду для раскрытия потенциала клиента.
6. Умеет создавать доверительную атмосферу, поддерживая невербальный контакт с клиентом.

КОУЧ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (позитивные индикаторы)

1. Коуч следует за клиентом, передавая ему ответственность и доверяя как эксперту в решении своих вопросов.
2. Коуч помогает клиенту сформировать новое видение, поощряя выход за пределы привычного сознания.
3. Коуч спрашивает разрешение на проведение исследования в чувствительных областях и при проявлении сильных эмоций со стороны клиента.
4. Коуч искренне интересуется развитием и проявлениями клиента в рамках запроса на коуч-сессию, предлагая делиться и искать решение задачи.
5. Коуч хранит тишину, делая паузы, давая максимальное время для самовыражения клиента.


КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)

1. Коуч больше сконцентрирован на себе, стараясь строго придерживаться выбранных им шаблонов.
2. Коуч сам выбирает то, что, по его мнению, важно или неважно клиенту.
3. Коуч демонстрирует позицию эксперта, желая поддержать или помочь клиенту.
4. Коуч чувствует неуверенность и сомнения в собственных действиях, демонстрирует боязнь ошибиться.
5. Коуч конфликтует с ценностями клиента.
6. Коуч не держит в фокусе соглашение на коуч-сессию, не проявляет себя как партнёр и не предлагает обсудить ключевое направление для диалога, позволяя клиенту отклоняться и обсуждать незначимые детали.

Компетенция 5. Управление качеством внимания в коуч-сессии

Умение удерживать в фокусе внимания все части системы коучингового процесса: наблюдение коучем своих процессов, процессов клиента, процессов динамики коуч-сессии.

Коуч направляет свое внимание на процесс коуч-сессии, активно вовлечен в процесс, сосредоточен на клиенте, на его словах, действиях. Держит во внимании во время коуч-сессии заявленную в соглашении цель на коуч-сессию.

ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ:

1. Сохраняет присутствие, заключая соглашение с клиентом на коуч-сессию, удерживает в фокусе внимания цель и результат соглашения в течение всей коуч-сессии.
2. Внимательно наблюдает вербальное и невербальное поведение клиента.
3. Коуч направляет все найденные клиентом идеи и осознания на более глубокое понимание результата, который ожидает клиент.
4. Использует юмор, чтобы сделать работу более естественной.

КОУЧ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (позитивные индикаторы)

1. Коуч удерживает внимание на заявленном клиентом соглашении на протяжении всей коуч-сессии.
2. Коуч придерживается заявленного соглашения на коуч-сессию, даже когда клиент выносит на обсуждение новую цель.
3. Коуч исследует соглашение на коуч-сессию и направляет внимание клиента на поиск решения на уровне действий.

КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)

1. Коуч не удерживает фокус внимания на коучинговом соглашении во время процесса создания договоренности на коуч-сессию и во время нее.
2. Коуч не сфокусирован на клиенте, пропускает смену направления в коуч-сессии и значимые осознания клиента.
3. Коуч не проявляет вовлеченности по отношению к клиенту, сохраняя внимание только на своем экспертном мнении.

Компетенция 6. Активное и глубокое слушание

Умение слушать в целях поддержки самовыражения клиента, понимания клиента, создания и углубления процесса рефлексии клиента, понимания им своего внутреннего мира и своей ситуации

Коуч использует активное слушание для стимулирования осознанности клиента. Коуч концентрируется на словах клиента, слышит ценностные слова, помогает клиенту понять их смысл. Повторяет, перефразирует и резюмирует сказанное для наилучшего понимания клиентом самого себя. Слушание коуча направлено на действия, которые клиент проектирует для достижения цели.

ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ:

1. Слушает ожидания клиента, его потребности.
2. Проявляет искренний интерес во время слушания.
3. С помощью повторов возвращает клиенту услышанное. Резюмирует сказанное клиентом, помогает ему сфокусироваться на главном, а не на второстепенных деталях. Обобщает, перефразирует, повторяет сказанное клиентом, чтобы убедиться в чёткости и правильности понимания.
4. Слушает то, что происходит «здесь и сейчас», удерживая в фокусе внимания ограниченное количество информации о клиенте в один период времени 1-2 элемента (вербальное и невербальное проявление, потребности, заявленная цель на сессию, ценности, ценностные слова и т.п.)
5. Использует свои вербальные и невербальные сигналы во время слушания, чтобы оказать поддержку проявлению и процессу мышления клиента.
6. Дает возможность клиенту высказаться или «прояснить» ситуацию, не вынося суждений.
7. Коуч признает идеи и предложения клиента и опирается на них в рассмотрении ситуации с разных точек зрения.
8. Хранит тишину, не перебивает, чтобы дать клиенту пространство для высказывания.


КОУЧ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (позитивные индикаторы)

1. Коуч слушает особенности соглашения клиента: цель, результат, потребности, ценностные слова.
2. Коуч слушает сознательно. Слушание во время сессии сосредоточено на повестке клиента, коуч слышит появление новой потребности и готовность клиента сменить направление в сессии, появление новой потребности.
3. Коуч использует активное слушание, расстановку приоритетов, паузы для поддержки мышления клиента.
4. Коуч слышит ценностные слова клиента и благодаря этому может исследовать их.

КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)

1. Коуч не слушает клиента, пропуская ключевую информацию от клиента: структуру соглашения, ценности, потребности в развитии, точку зрения, предложения для исследования.
2. Коуч не использует активное слушание.
3. Коуч перебивает клиента в момент прогресса его мышления.
4. Вопросы или обратная связь коуча не связаны с тем, что пытается достичь клиент.
5. Коуч сфокусировано слушает только в тех случая, когда он располагает знаниями о предмете.

Компетенция 7. Эффективные вопросы.

Способность задавать вопросы, которые создают рефлексию клиента о себе, ситуации, целях, видении, поиске решения, выборе.

Задает вопросы, соответствующие критериям краткости и простоты. Вопросы в большинстве своем типичны, соответствуют известным шаблонам, определенным инструментам и технологиям. Основная направленность вопросов – исследование уровня поведения и мотивации, направлены на поиск решения для достижения целей клиента, построение действий для решения запроса клиента.

ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ:

1. Задает простые, открытые вопросы. Задает один вопрос в один момент.
2. Вопросы работают на прогресс клиента и на поиск решения относительно соглашения на коуч-сессию.
3. Применяет инструменты и технологии, связанные с целеполаганием.
4. Задает вопросы с целью найти решение «здесь и сейчас».
5. Использует инструменты, техники и алгоритмы, полученные им в процессе обучения или показавшие эффективность в похожих ситуациях.

КОУЧ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (позитивные индикаторы)

1. Вопросы коуча просты по форме и содержанию (один вопрос за один раз).
2. Коуч четко придерживается цели, обозначенной в соглашении на коуч-сессию, и вопросами направляет внимание клиента на поиск решения.
3. Коуч задает вопросы с уровня действий.
4. Вопросы коуча направлены на выявление приоритетов клиента
5. Коуч исследует мотивацию клиента


КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)

1. Коуч задает вопросы, которые не фокусируют клиента на заявленном соглашении на коуч-сессии или не связаны с ним.
2. Коуч не задает вопросы, исследующие мотивацию клиента в достижении соглашения на сессию, долгосрочных целей клиента.
3. Коуч использует закрытые вопросы, которые не дают клиенту возможности исследовать заявленное соглашение или наводят клиента на ожидаемые коучем ответы.
4. Коуч задает сложные и длинные вопросы или много вопросов за один раз.
5. Вопросы коуча прерывают речь клиента, останавливая его рефлексию и снижая осознанность.

Компетенция 8. Проявление коуча в сессии

Способность коуча делиться своими наблюдениями, мыслями, чувствами, интуицией, опытом во время коуч-сессии.

Коуч замечает привычки мышления и поведения клиента, несоответствие невербального поведения и содержания речи клиента. Делится своими наблюдениями в стандартном формате обратной связи.

ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ:

1. Применяет в сессии стандартную формулу обратной связи: вначале говорит о сильных сторонах, потом о том, что усилило бы клиента.
2. В случае необходимости предоставляет обратную связь в коучинговом формате, задавая исследовательские вопросы, способствующие самостоятельному пониманию клиентом ситуации, своего поведения и желаемых изменений.
3. В обратной связи коуч говорит о фактах и наблюдениях относительно поведения и привычек мышления клиента.
4. Спрашивает разрешение на процесс обратной связи.
5. Обратная связь предлагается для исследования.
6. В случае необходимости осуществляет прямую коммуникацию. Замечает несоответствие между мыслями, словами, чувствами и действиями клиента и на основании фактов делится своими наблюдениями, приглашая клиента к ответной рефлексии по поводу озвученного.
7. Умеет управлять собственными проявлениями: не привносит директивно свою субъективную оценку и экспертизу из других сфер профессионального опыта.

КОУЧ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (позитивные индикаторы)

1. Коуч выбирает момент, чтобы его обратная связь не остановила прогресс мыслей клиента в коуч-сессии.
2. Коуч спрашивает разрешение клиента, чтобы поделиться обратной связью, своими наблюдениями.
3. В обратной связи коуч использует слова клиента, факты из его речи, приглашая клиента исследовать несоответствия или новые идеи по поводу наблюдаемого.
4. Коуч предлагает клиенту осмыслить предложенную обратную связь.

КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)

1. Коуч не замечает противоречия между словами, действиями и эмоциями клиента.
2. Коуч в обратной связи приводит недостаточно фактов, в большей степени используя собственные интерпретации и суждения.
3. Коуч преподносит свое мнение и наблюдения директивно и оценочно.
4. Коуч в обратной связи говорит много, не структурированно и без связи с целью клиента.

Компетенция 9. Поддержка клиента в процессе развития

Поддержка клиента для осознания им своего прогресса в движении к долгосрочным целям на коуч-сессии и в процессе личных изменений.

Коуч верит в клиента, в его способность самостоятельно найти решение и предпринять необходимые действия.

ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ:

1. Обсуждает с клиентом, как цель на сессию соотносится с долгосрочным контрактом.
2. Обсуждает в начале коуч-сессии действия, которые клиент запланировал между сессиями.
3. Обсуждает в итоге встречи прогресс клиента во время коуч-сессии.
4. Обсуждает с клиентом спланированные действия до следующей сессии.
5. Обсуждает с клиентом его прогресс в отношении долгосрочного контракта, используя шаблонные инструменты.
6. Наблюдает и озвучивает сильные стороны клиента для поддержки клиента в его изменениях и дальнейшем развитии.

КОУЧ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (позитивные индикаторы)

1. Коуч обсуждает прогресс клиента с запланированным промежуточным результатом.
2. При заключении соглашения на сессию коуч обсуждает с клиентом, как заявленное соглашение соотносится с его долгосрочным развитием и долгосрочным контрактом.
3. Коуч обсуждает в начале сессии действия, которые клиент запланировал на предыдущей сессии.
4. Коуч обсуждает прогресс клиента, запланированный результат и соглашение на сессию.
5. Коуч, подводя итоги сессии, обсуждает с клиентом спланированные действия до следующей сессии.

КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)

1. Коуч не уделяет времени в сессии для обсуждения изменений клиента между сессиями.
2. Коуч не обсуждает с клиентом связь заявленного соглашения на сессию с долгосрочным контрактом и его прогрессом в изменениях.
3. Коуч не обращает внимания клиента на изменения, которые происходили с ним между сессиями.
4. Коуч не обсуждает в начале сессии действия, которые клиент запланировал на предыдущей сессии.
5. Коуч, подводя итоги сессии, не обсуждает с клиентом спланированные действия до следующей сессии, ведущие клиента к прогрессу и реализации соглашения.

Компетенция 10. Профессиональное развитие коуча

Коуч нацелен на профессиональное и личностное развитие

На сертификации не оценивается