Авторские права на компетенции принадлежат А.Прицкер. Цитирование разрешено со ссылкой на автора, а при использовании в обучающих продуктах разрешено с официального письменного разрешения автора и ссылкой на нее.

Компетенция 1. Профессиональные стандарты

Коуч соблюдает высокие стандарты честности и добросовестности в отношении предоставления своих профессиональных услуг.

Коуч совместно с клиентом определяет цель, план и результат коучинговых отношений. Содействует клиенту в исследовании его потребностей для достижения результата. Ориентируется на действия, которые необходимо предпринять, чтобы достичь поставленной цели.
Это означает соблюдение всех соглашений, заключенных в контексте коучинговых отношений, а также соблюдение юридических и этических обязательств перед клиентом и другими лицами, которые вовлечены в коучинговое взаимодействие.
На сертификации не оценивается, кроме случаев прямого несоблюдения Этического кодекса Национальной федерации профессиональных менторов и коучей

Компетенция 2. Заключение долгосрочного контракта в коучинге

Создание и соблюдение коучингового контракта (долгосрочные цели в коучинге с клиентом)

Коуч исследует запрос клиента, помогая ему осознать необходимые изменения в себе, в его контексте и системе, в окружающем мире, которые помогут достичь желаемой цели.

На сертификации не оценивается

Компетенция 3. Заключение соглашения на коуч-сессию

Определение цели, плана и результата коучинговых отношений

Коуч исследует соглашение на коуч-сессию, помогая клиенту определить внутренние изменения, которые помогут достичь заявленной цели. Выступает в коуч-сессии равноправным партнёром, смело проявляясь, когда это необходимо, для продвижения клиента.

ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ:

1. Направляет внимание клиента на осознание самовосприятия.
2. Сохраняя навыки уровня СКС в исследовании запроса, коуч больше внимания уделяет ценностям и потребностям клиента.
3. Сохраняя навыки уровня СКС, коуч исследует контекст, в рамках которого возник запрос клиента, и отношение клиента к ситуации.
4. Сохраняя навыки уровня СКС, коуч исследует, каких изменений хочет достичь клиент в процессе достижения цели.
5. Совместно с клиентом исследует запрос, чтобы у коуча и у клиента было одинаковое понимание цели и результата на коуч-сессию.
6. Наблюдает проявления клиента (вербальные, невербальные, эмоциональные, смысловые, ценностные) и возвращает замеченное с целью углубить соглашение на коуч-сессию и привнести прогресс в понимание клиентом самого себя уже на уровне обсуждения контракта.
7. Делится наблюдениями об исследовании соглашения на коуч-сессию в рамках прямой коммуникации, даёт обратную связь о том, что он думает, наблюдает, чувствует и как видит ситуацию клиента в исследовании коучингового соглашения.

КОУЧ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (позитивные индикаторы)

1. Коуч исследует соглашение на коуч-сессию, максимально конкретизируя критерии достижения успеха.
2. Коуч передает ответственность клиенту при выборе направления работы, помогая выявить действительно важные темы и фокусируя внимание на глубинных потребностях.
3. Коуч способствует клиенту в исследовании себя, своих потребностей в развитии, контекста коучингового соглашения – всего, что в целом поможет клиенту достичь заявленной цели.
4. Коуч сверяет своё понимание процесса с мыслями, ощущениями клиента и измеримыми критериями успеха.
5. Коуч выступает полноправным партнером в формировании соглашения на коуч-сессию, делясь своими наблюдениями и мыслями, с целью достичь наибольшей осознанности клиента в понимании своего запроса.

КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)

1. Коуч не способствует формулированию четкого соглашения, измеримых критериев успеха, ясного единого понимания соглашения для клиента и для коуча.
2. Коуч не исследует невербальные проявления и внутренний мир клиента, его потребности, цели развития, ощущения и мысли.
3. Коуч не исследует контекст, в котором возник запрос клиента.
4. Коуч не интересуется мнением клиента по поводу ситуации.

Компетенция 4. Установление взаимных доверительных отношений

Установление взаимного доверия и честного общения с клиентом.

Коуч демонстрирует партнерскую позицию и выражает поддержку клиенту. Коуч создает комфортную обстановку для всех участников процесса, приглашая клиента взять ответственность за результат на себя. Коуч предлагает клиенту брать на себя новые и сложные задачи. Коуч открыто делится своими ценностями, взглядами, убеждениями и эмоциями, когда это уместно. Коуч отслеживает собственные реакции в сессии, которые позволяют глубже исследовать личность клиента.

ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ:

1. Верит в потенциал клиента и оказывает содействие в его раскрытии.
2. Уважает особенности личности, темперамента, характера, языка и действий клиента.
3. Выражает поддержку и внимание к клиенту в коуч-сессии.
4. Проявляет понимание, эмпатию, отражает прогресс клиента, признает успехи, сильные стороны клиента.
5. В дополнение к навыкам предыдущего уровня, уверено проявляет себя в рамках коуч-сессии, открыто делится своими наблюдениями и эмоциями, рассматривая их как источник для новых осознаний клиента.

КОУЧ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (позитивные индикаторы)

1. Коуч демонстрирует уважение к личности и ценностям клиента, поддерживая и углубляя осознанность.
2. Коуч испытывает интерес и любопытство в исследования личности клиента.
3. Коуч делится своими наблюдениями за вербальными, невербальными, ценностными проявлениями клиента, давая возможность клиенту не согласиться с ним и выразить свою точку зрения для более глубокого исследования запроса.
4. Коуч предлагает клиенту выходить за рамки привычного мышления, поощряя новый взгляд на убеждения, ограничения и страхи.
5. Коуч доверяет собственным ощущениям в сессии и использует их как возможную полезную информацию для клиента.
6. Коуч направляет внимание клиента на новые области для исследования его личности, контекста.

КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)

1. Коуч не приглашает клиента делиться мыслями, чувствами.
2. Коуч чувствует себя неуверенно в процессах обратной связи.
3. У коуча есть свое видение ситуации, которое он вербально и невербально транслирует клиенту. Коуч проявляет себя как эксперт, а не как партнер, ищет решения только в тех направлениях коуч-сессии, которые он считает эффективными.
4. Коуч перебивает клиента в значимых для его прогресса осознаниях и директивно делится своей интерпретацией, тем самым ограничивая исследование клиентом своей ситуации.
5. Коуч не проявляет интереса к тому, как клиент видит или воспринимает ситуацию.

Компетенция 5. Управление качеством внимания в коуч-сессии

Умение удерживать в фокусе внимания все части системы коучингового процесса: наблюдение коучем своих процессов, процессов клиента, процессов динамики коуч-сессии.

Внимание коуча охватывают процессы клиента, процессы коуча, процессы коуч-сессии. Он наблюдает эмоции клиента, изменение его состояний, осознания. Наблюдает за собственными реакциями на слова и действия клиента. Коуч проявляет гибкость и эффективно адаптирует свой стиль.

ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ:

1. Коуч проявляет гибкость и адаптирует свой стиль, выбирая то, что лучше всего подходит для клиента.
2. Воспринимает обратную связь как естественный и необходимый элемент коуч-сессии.
3. Удерживает внимание на своем мнении, ощущениях, мыслях, может поделиться обратной связью.
4. Удерживает внимание и улавливает как можно больше проявлений клиента: невербальные, слова, эмоции, отношение, а также тот отклик, который коуч испытывает внутри себя по отношению ко всему наблюдаемому.
5. Замечает и исследует изменения невербальных проявлений клиента.
6. Проявляет гибкость и адаптирует свой стиль и технологии, выбирая то, что лучше всего подходит для клиента.
7. Использует юмор, чтобы сделать работу более естественной.

КОУЧ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (позитивные индикаторы)

1. Коуч обращает внимание на проявления клиента.
2. Коуч делится своими наблюдениями, мнением, мыслями, обратной связью.
3. Воспринимает обратную связь как естественный и необходимый элемент коуч-сессии.
4. Коуч наблюдает и исследует невербальные изменения клиента, изменения в прогрессе клиента.
5. Коуч умеет удерживать внимание на процессе исследования в сессии и следовать структуре коуч-сессии, сохраняя баланс и эффективность.
6. Стиль работы коуча гибкий и разнообразный, коуч выбирает эффективные технологии для индивидуальной ситуации клиента.


КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)

1. Коуч не наблюдает, пропускает ценностные слова клиента, изменение эмоций клиента, прогресс клиента.
2. Коуч направляет внимание больше на действия, чем на уровень личности клиента.
3. Коуч не наблюдает динамику процесса сессии, и, как следствие, не проявляется в управлении процессом и в обратной связи по процессу.
4. Коуч испытывает трудность в адаптации своего стиля для клиента к индивидуальному стилю обучения клиента, к смене роли и технологии, ведет сессию формально, используя подходы базовой программы обучения коучингу.

Компетенция 6. Активное и глубокое слушание

Умение слушать в целях поддержки самовыражения клиента, понимания клиента, создания и углубления процесса рефлексии клиента о понимании им своего внутреннего мира и своей ситуации

Коуч использует активное и глубокое слушание для стимулирования осознанности клиента. Слушание коуча направлено на исследование глубинных смыслов, невысказанных словами. Коуч замечает проявления, динамику клиента на вербальном, невербальном и эмоциональном уровнях. Коуч слышит ценностные слова, ограничения, убеждения, привычки мышления, суждения и триггеры, чтобы затем помочь клиенту осознать и исследовать их.

ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ:

1. Дает возможность клиенту рассказатьглубже о своем внутреннем мире и восприятии ситуации – предлагает клиенту выразить свои чувства, восприятие проблемы, предположения и т. д.
2. Слушает клиента, идеи, ценности и убеждения, триггеры, привычки мышления и поведения клиента, и исследует их.
3. Слушает и наблюдает за проявлениями и изменением эмоционального состояния клиента, невербальных проявлений.
4. Слушает то, что происходит с клиентом на сессии, стремится услышать глубинные потребности и потребность в развитии.
5. При слушании удерживает в фокусе внимания 3-4 элементах информации о клиенте, (например: вербальное и невербальное проявление, потребности, заявленное соглашение на сессию, ценностные слова, триггеры и т.п.)

КОУЧ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (позитивные индикаторы)

1. Коуч слышит идеи, ценности и убеждения, триггеры, привычки мышления и поведения клиента и может исследовать, предложить их к исследованию, дать обратную связь на основании услышанного.
2. Коуч слышит особенности восприятия клиентом своей ситуации, контекста.
3. Коуч слышит глубинные потребности в развитии клиента и может исследовать, предложить их к исследованию, дать обратную связь на основании услышанного.
4. Коуч слышит процессы проявления прогресса клиента на сессии и может дать по ним обратную связь.

КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)

1.Коуч не слышит идеи, ценности и убеждения, триггеры и привычки мышления и поведения клиента и не может исследовать их либо дать по ним обратную связь.
2.Коуч не слышит проявлений и изменений эмоционального состояния, невербальных проявлений клиента и не может исследовать их, либо дать по ним обратную связь.
3. Коуч не слышит потребность клиента в развитии и не может исследовать их, либо дать по ним обратную связь.
4. Слушание коуча ограничено одним проявлением (например: коуч услышал невербальное проявление клиента и не слышит слов-триггеров, или привычек мыслить), это проявляется в содержании обратной связи клиенту, коуч может назвать только один элемент.

Компетенция 7. Эффективные вопросы.

Способность задавать вопросы, которые создают рефлексию клиента о себе, ситуации, целях, видении, поиске решения, выборе.

Коуч задает вопросы, чтобы исследовать слова и понятия, которые использует клиент в своей речи. Задача коуча – помочь клиенту осознать себя, получить новое понимание ситуации. Вопросы коуча появляются как следствие интереса и внимания к соглашению, потребностям, проявлениям клиента в коуч-сессии. Коуч принимает во внимание бизнес-контекст и систему, которые влияют на клиента при исследовании соглашения на коуч-сессию.

ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ:

1. Коуч задает вопросы, которые помогают клиентам осознать себя: эмоции, смыслы, миссию, цели, ценности, восприятие, стремления, видение, идентичность.
2. Коуч задает вопросы, которые помогают клиенту систематизировать свое понимание и привнести новый взгляд, перспективу на ситуацию, которая заявлена в рамках соглашения на коуч-сессию.
3. С помощью вопросов помогает клиенту делать осознанный выбор в ситуациях неопределенности и постоянных изменений.
4. Использует слова клиента, предлагая клиенту уточнить и прояснить их.
5. Формулирует вопросы на основании услышанного в коуч-сессии, собственного любопытства и интуиции

КОУЧ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (позитивные индикаторы)

1. Коуч задает вопросы, которые помогают клиенту ориентироваться на будущее, желаемые цели и видение своей жизни, обновленную идентичность, осознавать новые перспективы и возможности, раскрывать свой потенциал.
2. Коуч задает вопросы, которые помогают клиенту и позволяют определить главные критерии выбора и ценности, на которых он основывается. 3. Коуч задает вопросы, которые помогают расставлять приоритеты во времени и пространстве.
4. Вопросы коуча помогают клиенту исследовать собственные страхи и ограничения, видеть возможности в них.
5. Вопросы коуча направлены не только на исследование личности клиента, но и на понимание системы, которая влияет на клиента.

КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)

1. Коуч не исследует уровень идентичности клиента, задавая вопросы с уровня действий.
2. В работе с клиентом коуч подбирает подходящие на его взгляд инструменты, техники и алгоритмы.
3. Коуч не доверяет собственной интуиции и задает шаблонные вопросы.
4. Коуч не задает вопросы, направленные на понимание клиентом системы, в которой он находится.
5. Исследуя соглашение на коуч-сессию, коуч не связывает его с актуальным контекстом клиента.

Компетенция 8. Проявление коуча в сессии

Способность коуча делиться своими наблюдениями, мыслями, чувствами, интуицией, опытом во время коуч-сессии.

Коуч делится своей рефлексией, интуитивным восприятием на сессии, приглашая клиента поделиться своим мнением о ней.

ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ:

1. Делится в недирективном формате своими наблюдениями, мыслями, чувствами, интуицией во время коуч-сессии.
2. В случае необходимости коуч предоставляет обратную связь в коучинговом формате, задавая исследовательские вопросы, способствующие самостоятельному, понимаю клиентом ситуации, поведения, мышления, чувств и нахождению вариантов для нужных изменений.
3. Делится своей рефлексией на коуч-сессии, приглашая клиента поделиться своим мнением о ней.
4. Замечает сильные стороны, говорит их клиенту и предлагает ему поделиться своей рефлексией по этому поводу.

КОУЧ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (позитивные индикаторы)

1. Коуч в обратной связи побуждает клиента анализировать полученную информацию и самостоятельно находить варианты для выбора и изменений.
2. Коуч проявляется в течении коуч-сессии, в актуальные моменты, используя какой-либо из способов проявления коуча, описанных в компетенции.
3. Коуч замечает сильные стороны клиента, говорит о них, предлагает клиенту поделиться своей рефлексией по этому поводу.

КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)

1. Коуч не делится обратной связью о явных проявлениях динамики клиента, его прогресса.
2. Коуч не приглашает клиента поделиться мнением в ответ на услышанное.
3. Коуч не обсуждает наблюдаемые сильные стороны клиента для усиления его прогресса.
4. Коуч использует сложный язык для выражения своих мыслей.

Компетенция 9. Поддержка клиента в процессе развития

Поддержка клиента для осознания им своего прогресса в движении к долгосрочным целям на коуч-сессии и в процессе личных изменений.

Коуч направляет внимание клиента на изменения, которые происходят с ним в рамках коуч-сессий и между ними.

ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ:

1. Обсуждает с клиентом, как соглашение на сессию соотносится с его долгосрочным развитием, долгосрочным контрактом.
2. Обсуждает с клиентом изменения, которые произошли с ним между коуч-сессиями на личностном уровне, в отношении ситуации, в его восприятии себя.
3. Предлагает клиенту исследовать обратную связь от заинтересованных лиц в развитии клиента, участников ситуации клиента, если это уместно.
4. Направляет внимание клиента на создание системы, которая поддержит его на этапе изменений.
5. Наблюдает и озвучивает сильные стороны клиента для поддержки в его изменениях и дальнейшем развитии.

КОУЧ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (позитивные индикаторы)

1. Коуч несколько раз во время сессии обсуждает с клиентом его прогресс.
2. Коуч приглашает клиента исследовать осознания, которые приходят клиенту в коуч-сессиях и между ними.
3. Коуч предлагает клиенту исследовать, как он сам будет поддерживать себя в процессе изменений, в ситуациях неизвестности и вызова.
4. Коуч обсуждает план действий развития клиента в итоге коуч-сессии.

КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)

1. Коуч не замечает в сессии очевидного прогресса клиента.
2. Коуч фокусирует внимание клиента только на изменениях на уровне поведения.
3. Обсуждая прогресс клиента, коуч видит прогресс как отдельные события, а не поддерживающую систему в движении клиента к его целям и развитию.
4. Коуч не обсуждает план действий развития клиента в итоге коуч- сессии.

Компетенция 10. Профессиональное развитие коуча

Коуч нацелен на профессиональное и личностное развитие

На сертификации не оценивается