Авторские права на компетенции принадлежат А.Прицкер. Цитирование разрешено со ссылкой на автора, а при использовании в обучающих продуктах разрешено с официального письменного разрешения автора и ссылкой на нее.

Компетенция 1. Профессиональные стандарты

Коуч соблюдает высокие стандарты честности и добросовестности в отношении предоставления своих профессиональных услуг.

Коуч совместно с клиентом определяет цель, план и результат коучинговых отношений. Содействует клиенту в исследованиях его потребностей для достижения результата. Ориентируется на действия, которые необходимо предпринять, чтобы достичь поставленной цели.

Это означает соблюдение всех соглашений, заключенных в контексте отношений бизнес-коучинга, а также соблюдение юридических и этических обязательств перед клиентом и другими лицами, которые вовлечены в коучинговое взаимодействие (например, спонсор, организация, коллеги).
На сертификации не оценивается, кроме случаев прямого несоблюдения Этического кодекса Национальной федерации профессиональных менторов и коучей

Компетенция 2. Заключение долгосрочного контракта в коучинге

Соблюдение делового и организационного контекста для заключения контракта с организацией

На сертификации не оценивается

Компетенция 3. Заключение соглашения на коуч-сессию

Соблюдение делового и организационного контекста для заключения контракта с организацией

Коуч совместно с клиентом определяет цель, план и результат коучинговых отношений. Содействует клиенту в исследованиях его потребностей для достижения результата. Ориентируется на действия, которые необходимо предпринять, чтобы достичь поставленной цели. Ограниченно выступает в роли партнёра в исследовании потребности клиента. В большей степени сфокусирован на заботе о безопасности и комфорте клиента, чем на его продвижении в исследовании себя.

МАРКЕРЫ КОМПЕТЕНЦИИ:

1. Коуч уточняет у клиента цель на коуч-сессию.
2. Коуч помогает клиенту создать измеримые доказательства (результаты) достижения цели на сессию.
3. Коуч исследует соглашение на коуч-сессию, помогает клиенту выбрать приоритетный вопрос, чтобы работать над ним в коуч-сессии, отказываясь от остальных тем, которые явно или неявно звучат.
4. Коуч выявляет потребность клиента в текущей коуч-сессии.
5. Коуч ориентирован на достижение целей клиента в контексте долгосрочного контракта в коучинге, целей клиента и организации.
6. Коуч сверяет одинаковое понимание соглашения на коуч-сессию с клиентом.
7. Коуч придерживается заявленной повестки заключенного соглашения на коуч-сессию в течение сессии. Изменение соглашения происходит только по желанию клиента. Коуч в итоге коуч-сессии озвучивает соглашение с целью узнать прогресс сессии.

КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)

1. Коуч выбирает тему для исследования за клиента
2. Коуч не заключает соглашение на коуч-сессию с измеримыми доказательствами (результатами) достижения цели на сессию.
3. Коуч не заключает, согласно компетенциям, соглашение с клиентом, понятное клиенту и коучу.
4. Коуч не слышит попытки клиента изменить соглашение на коуч-сессию или не способен гибко переключиться на новую цель, которую озвучивает клиент в коуч-сессии.
5. Коуч не исследует в соглашении контекст, долгосрочные цели клиента.

Компетенция 4. Установление взаимных доверительных отношений

Установление взаимного доверия и честного общения с клиентом.

Коуч создает для клиента ситуацию комфорта. Главная задача для коуча этого уровня в том, чтобы клиент чувствовал себя безопасно, испытывал удовольствие от процесса и интерес к исследованию себя. Коуч доверяет клиенту как свободной личности.

МАРКЕРЫ КОМПЕТЕНЦИИ:

1. Коуч проявляет искреннюю заботу о благополучии клиента и оказывает максимальное содействие для достижения им успеха в решении его задачи. Коуч обсуждает с клиентом, что в его запросе является наилучшим для клиента.
2. Коуч уважает личность клиента и доверяет его способности найти нужное решение. Коуч испытывает интерес к личности, мнению клиента и принимает решения клиента в сессии.
3. Коуч свободно проявляется в сессии. Может поделиться, если замечает несоответствие желаемого в контракте и наблюдаемого в запросах сессий, противоречия в том, что говорит клиент и в других актуальных для контекста сессии проявлениях.
4. Коуч помогает клиенту сформировать новое видение, поощряя выход за пределы привычного сознания.
5. Коуч создает безопасную, доверительную атмосферу для раскрытия потенциала клиента: поддерживает клиента невербально, спрашивает разрешение на проведение исследования в чувствительных областях, при проявлении сильных эмоций со стороны клиента хранит тишину, делая паузы, давая эффективное время для самовыражения клиента.

КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)

1. Коуч сам выбирает то, что, по его мнению, важно или неважно клиенту, демонстрируя позицию эксперта, желая поддержать, помочь или решить за клиента.
2. Коуч не проявляет заинтересованность в благополучии клиента в ситуации нескольких направлений для цели на сессию и не предлагает обсудить ключевое направление для диалога, которое будет наибольшим ресурсом.
3. Коуч чувствует неуверенность и сомнения в собственных действиях, демонстрирует боязнь ошибиться.
4. Коуч не держит в фокусе соглашение на коуч-сессию, о котором договорились коуч и клиент как партнеры, в течение и итоге сессии.
5. Коуч конфликтует с ценностями клиента, это может выражаться вербально и невербально.

Компетенция 5. Управление качеством внимания в коуч-сессии

Умение удерживать в фокусе внимания все части системы коучингового процесса: наблюдение коучем своих процессов, процессов клиента, процессов динамики коуч-сессии.

Коуч направляет свое внимание на процесс коуч-сессии, активно вовлечен в процесс, сосредоточен на клиенте, на его словах, действиях. Держит во внимании во время коуч-сессии заявленную в соглашении цель на коуч-сессию.

МАРКЕРЫ КОМПЕТЕНЦИИ:

1. Коуч сохраняет присутствие, заключая соглашение с клиентом.
на коуч-сессию, удерживает в фокусе внимания цель и результат соглашения в течение всей коуч-сессии.
2. Коуч использует юмор, чтобы сделать работу более естественной.
3. Коуч внимательно наблюдает вербальное и невербальное поведение клиента и формулирует вопросы на основании наблюдений.
4. Коуч направляет все найденные клиентом идеи и осознания на более глубокое понимание результата, который ожидает клиент.

КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)

1. Коуч не удерживает фокус внимания на коучинговом соглашении во время процесса создания договоренности на коуч-сессию и во время нее.
2. Коуч не сфокусирован на клиенте, пропускает смену направления в коуч-сессии и значимые осознания клиента.
3. Коуч не проявляет вовлеченности по отношению к клиенту, сохраняя внимание только на своем экспертном мнении.

Компетенция 6. Активное и глубокое слушание

Умение слушать в целях поддержки самовыражения клиента, понимания клиента, создания и углубления процесса рефлексии клиента, понимания им своего внутреннего мира и своей ситуации

Коуч использует активное слушание для стимулирования осознанности клиента. Коуч концентрируется на словах клиента, слышит ценностные слова, помогает клиенту понять их смысл. Повторяет, перефразирует и резюмирует сказанное для наилучшего понимания клиентом самого себя. Слушание коуча направлено на действия, которые клиент проектирует для достижения цели.

МАРКЕРЫ КОМПЕТЕНЦИИ:

1. Коуч демонстрирует активное слушание для поддержки мышления клиента, ищет разъяснения, суммирует то, что клиент сказал, перефразирует высказывания клиента, чтобы проверить понимание.
2. Коуч использует позитивные невербальные и вербальные сигналы, чтобы продемонстрировать открытость и поддержку мышлению клиента.
3. Коуч признает идеи и предложения клиента и опирается на них при рассмотрении ситуации.
4. Коуч использует паузы, чтобы получить больше информации и дать клиенту больше пространства для осознанности.
5. Коуч слушает сознательно. Слушание во время сессии учитывает повестку клиента, коуч слышит появление новой потребности, готовность клиента сменить направление в сессии, ценности, прогресс клиента.

КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)

1. Коуч не использует активное слушание.
2. Коуч перебивает клиента в момент прогресса его мышления.
3. Вопросы или обратная связь коуча не связаны с тем, что пытается достичь клиент.
4. Коуч сфокусировано слушает только в тех случаях, когда он располагает знаниями о предмете.
5. Коуч не слушает клиента, пропуская ключевую информацию: структуру соглашения, ценности, потребности в развитии, точку зрения, предложения для исследования.

Компетенция 7. Эффективные вопросы.

Способность задавать вопросы, которые создают рефлексию клиента о себе, ситуации, целях, видении, поиске решения, выборе.

Задает вопросы, соответствующие критериям краткости и простоты. Вопросы в большинстве своем типичны, соответствуют известным шаблонам, определенным инструментам и технологиям. Основная направленность вопросов – исследование уровня поведения и мотивации, направлены на поиск решения для достижения целей клиента, построение действий для решения запроса клиента.

МАРКЕРЫ КОМПЕТЕНЦИИ:

1. Вопросы коуча просты по форме и содержанию (один вопрос за один раз).
2. Вопросы работают на прогресс клиента и на поиск решения относительно соглашения на коуч-сессию.
3. Вопросы коуча исследуют потребности клиента, ценности, помогают клиенту ориентироваться на будущее, желаемые цели и видение своей жизни, осознавать новые перспективы и возможностей.
4. Вопросы коуча направлены на выявление приоритетов клиента и осознанного выбора.

КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)

1. Коуч задает сложные и длинные вопросы или много вопросов за один раз.
2. Коуч не задает вопросы, исследующие мотивацию, потребности клиента в достижении соглашения на сессию, долгосрочных целей клиента.
3. Коуч использует закрытые вопросы, которые не дают клиенту возможности исследовать заявленное соглашение или наводят клиента на ожидаемые коучем ответы.
4. Вопросы коуча прерывают речь клиента, останавливая его рефлексию и снижая осознанность.

Компетенция 8. Проявление коуча в сессии

Способность коуча делиться своими наблюдениями, мыслями, чувствами, интуицией, опытом во время коуч-сессии.

Коуч замечает привычки мышления и поведения клиента, несоответствия невербального поведения и содержания речи клиента. Делится своими наблюдениями в стандартном формате обратной связи.

МАРКЕРЫ КОМПЕТЕНЦИИ:

1. Коуч применяет в сессии стандартную формулу обратной связи: вначале говорит о сильных сторонах, потом о том, что усилило бы клиента.
2. Коуч в случае необходимости предоставляет обратную связь в коучинговом формате, задавая исследовательские вопросы, способствующие самостоятельному пониманию клиентом ситуации, своего поведения и желаемых изменений.
3. Коуч в обратной связи говорит о фактах и наблюдениях относительно поведения и привычек мышления клиента.
4. Коуч спрашивает разрешение на процесс обратной связи.
5. Коуч предлагает обратную связь для исследования.
6. Коуч в случае необходимости осуществляет прямую коммуникацию. Замечает несоответствие между мыслями, словами, чувствами и действиями клиента и на основании фактов делится своими наблюдениями, приглашая клиента к ответной рефлексии.
7. Коуч умеет управлять собственными проявлениями: не привносит директивно свою субъективную оценку и экспертизу из других сфер профессионального опыта.

КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)

1. Коуч не замечает противоречия между словами, действиями и эмоциями клиента.
2. Коуч в обратной связи приводит недостаточно фактов, в большей степени используя собственные интерпретации и суждения.
3. Коуч преподносит свое мнение и наблюдения директивно и оценочно.
4. Коуч в обратной связи говорит много, неструктурированно и без связи с целью клиента.

Компетенция 9. Поддержка клиента в процессе развития

Поддержка клиента для осознания им своего прогресса в движении к долгосрочным целям на коуч-сессии и в процессе личных изменений.

Коуч верит в клиента, в его способность самостоятельно найти решение и предпринять необходимые действия.

МАРКЕРЫ КОМПЕТЕНЦИИ:

1. Коуч обсуждает с клиентом, как цель на сессию соотносится с долгосрочным контрактом.
2. Коуч обсуждает в итоге встречи прогресс клиента за время коуч-сессии.
3. Коуч обсуждает с клиентом спланированные действия до следующей сессии.
4. Коуч обсуждает в начале коуч-сессии действия, которые клиент запланировал между сессиями.
5. Коуч обсуждает с клиентом его прогресс в отношении долгосрочного контракта (ситуативно).
6. Коуч наблюдает и озвучивает сильные стороны клиента для поддержки клиента в его изменениях и дальнейшем развитии (ситуативно).

КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)

1. Коуч, подводя итоги сессии, не обсуждает с клиентом спланированные действия до следующей сессии, ведущие клиента к прогрессу и реализации соглашения.
2. Коуч не обсуждает с клиентом связь заявленного соглашения на сессию с долгосрочным контрактом и его прогрессом в изменениях.
3. Коуч не обсуждает в начале сессии действия, которые клиент запланировал на предыдущей сессии.
4. Коуч не обращает внимания клиента на изменения, которые происходят с клиентом.
5. Коуч не говорит клиенту о его сильных сторонах уместно, искренне для усиления клиента в его прогрессе.

Компетенция 10. Профессиональное развитие коуча

Коуч нацелен на профессиональное и личностное развитие

На сертификации не оценивается