Менторинг. Что это? — Национальная федерация менторов и коучей

Менторинг. Что это?

Коллеги, цель данной статьи – познакомить вас с современной методикой развития, которая называется менторинг. Мы подробно остановимся на том, как характеризуют процесс менторинга самые крупные профессиональные международные сообщества, какие модели менторинга существуют и почему «менторинг» и «наставничество» - это не одно и то же.
Также из материала статьи вы узнаете, какие компетенции необходимы ментору, чтобы быть ресурсом для развития другого человека; какие задачи бизнеса решает методика и в каких компаниях менторинг уже сработал – рассмотрим несколько кейсов с целями и итогами внедрения

Национальная федерация профессиональных менторов и коучей

Менторинг - это стратегическое партнёрство, взаимоотношения, в которых ментор передает свой опыт и знания, обеспечивает поддержку в развитии и прогрессе менти. (автор Александра Прицкер, книга "Менторинг: Инструкция по применению")

Источник: https://coachmentor.ru/kompetencii-mentora/

CIPD - Chartered Institute of Personnel and Development

Менторинг описывает отношения, в которых более опытный коллега делится своими большими знаниями, чтобы поддержать развитие неопытного сотрудника. Это требует навыков опроса, слушания, уточнения и рефрейминга, которые связаны с коучингом.

Менторские отношения работают лучше всего, когда они выходят за рамки директивного подхода старшего коллеги, «рассказывающего, как оно есть», к тому, где они оба учатся друг у друга. Эффективные ментор-отношения - это возможность обучения для обеих сторон, поощрение обмена опытом и обучения между поколениями и / или между ролями.

Источник: https://www.cipd.co.uk/knowledge/fundamentals/people/development/coaching-mentoring-factsheet#6995

IMA - International Mentoring Association

Менторинг - это три вещи одновременно:

Это ряд задач, которые должны выполнять эффективные менторы, чтобы способствовать профессиональному развитию других.

Это интенсивные, доверительные, поддерживающие, позитивные, конфиденциальные отношения с низким уровнем риска, в рамках которых партнёры могут пробовать новые способы работы и общения, совершать ошибки, получать обратную связь, принимать вызовы и учиться друг у друга.

Это сложный процесс развития, который менторы используют, чтобы поддержать и направить своего клиента через необходимые карьерные переходы, которые являются частью обучения тому, как быть эффективным, думающим профессионалом и поддерживать непрерывное развитие в течение карьеры.

Источник: https://mentoringassociation.org/faqs.htm
Модели менторинга

В русскоязычной литературе «менторинг» часто переводят как «наставничество». Однако в европейском понимании наставничество и менторинг – совершенно разные варианты поддержки и обучения.

Модель№1
спонсорский менторинг, патронаж или традиционное наставничество – это способ профессиональной адаптации молодых специалистов путём обучения у более старших и опытных коллег, основанный на подражании и копировании навыков.

Модель тяготеет к директивности. В роли наставника может выступать непосредственный руководитель сотрудника. Отношения иерархичны: наставник говорит, как нужно делать, а подопечный следует его советам и перенимает опыт.

Модель№2
менторинг, или развивающее наставничество. Ориентировано на людей, которые управляют карьерой и готовы брать на себя ответственность за собственный рост. В отношениях нет авторитарности и иерархичности, в них обучаются оба партнёра, а ответственность принимать решение лежит на ученике (mentee - менти). Непосредственный руководитель не может быть наставником для своего подчиненного.

Менторинг наряду с консультированием, коучингом, психотерапией относится к помогающим методикам работы – каждая из них хороша для решения определённого круга задач. В России широко практикуется наставничество спонсорской модели. Наставничество помогает новичку, у которого мало или совсем нет знаний и опыта, который хочет поддержки. Наставник говорит подопечному, как и что делать, при этом от последнего ожидается, что он будет выполнять все указания.

Современный менторинг (модель №2), в отличие от патронажа, отвечает на запрос развития руководителей и талантов. Цель менторинга - поддержка и развитие человека, его мышления, креативности, самостоятельности. Эта форма помощи хороша для людей с критическим мышлением, для тех, кому важно расти в партнёрских отношениях. Традиционное наставничество, например, не до конца подходит руководителям, потому что иногда сотруднику важно услышать не только «как делать», но и «давай вместе посмотрим, как сделать», важно увидеть нескольких вариантов.

Для каких задач применяется менторинг в компаниях

Эффективное обучение персонала.
Когда речь идёт об адаптации сотрудника, профессиональное обучение часто направлено на то, чтобы помочь новичкам узнать об их конкретной роли в компании. С помощью менторинга можно провести всестороннюю подготовку. Этот тип обучения помогает новым сотрудникам развить полезные привычки.

Позитивная атмосфера на рабочем месте.
Менторинг развивает позитивные отношения между сотрудниками, что оказывает положительное влияние на остальную часть организации. Внедрение менторинга помогает создать более позитивную атмосферу на рабочем месте.

Новые навыки.
Ментор помогает выявить дополнительные навыки менти, которые могут быть потенциальным преимуществом сотрудника в компании. К ним относятся таланты и способности, которые не могут быть активом для текущей роли сотрудника, но помогут сотруднику преуспеть на будущих должностях в компании. Менторинг помогает работникам понять общую картину того, как функционирует организация и как их навыки могут применяться к различным ролям, проектам или отделам в будущем.

Репутация.
Организация, которая инвестирует в сотрудников через программы менторинга, демонстрирует, что она заинтересована в успехе персонала. Это способствует хорошей репутации компании внутри компании и за ее пределами. Это также может быть важно для привлечения квалифицированных кадров на вакантные должности.

Снижение текучести кадров.
Менторинг культивирует лояльность участников в отношении компании, что приводит к снижению текучести кадров.

Улучшение производительности.
Сотрудники, которые участвуют в менторинге часто более продуктивны на рабочем месте. Исследование Университета гвельфов в Канаде показало, что менторинг на рабочем месте помогает сотруднику стать более продуктивным в компании. «Помогая новым сотрудникам адаптироваться в самом начала карьеры в данной компании, организации дают им возможность реализовать свой потенциал в дальнейшем», - сказал Джейми Груман один из профессоров, участвовавших в исследовании.

Компетенции ментора Национальной федерации профессиональных менторов и коучей

1. Философия, роль, принципы менторинга.

2. Заключение и управление длительным контрактом.

3. Заключение соглашения на ментор-сессию.

4. Установление доверительных отношений, которые помогают менти учиться.

5. Предложение своих мыслей/вклада.

6. Слушание.

7. Управление фокусом

8. Предоставление устной и/или письменной обратной связи.

9. Использование моделей и техник, выходящие за рамки базовых навыков общения.

10. Поддержание эффективного фокуса.

11. Поддержка в период изменений.

12. Управление прогрессом.

13. Планирование действий за рамками ментор-сессии.

Примеры программ менторинга, которые дали хорошие результаты

Sodexo
Штаб-квартира 51-летней компании находится в Париже, Франция, однако 500 тысяч сотрудников работают в 80 странах и на 34 000 сайтах. Чтобы обеспечить эффективный обмен знаниями, в 2009 году Sodexo запустили официальную программу менторинга.

Описание программы
Программа состоит из трех частей и предназначена для сотрудников в США с целью облегчения передачи знаний и карьерного роста. Sodexo описывает программу как «возможность помогать друг другу развиваться посредством сотрудничества, достижения целей и решения проблем». Они говорят, что «менторинг - это партнёрство в целях развития, посредством которого участники обмениваются перспективами, способствуя личностному и профессиональному росту».

Результаты: сформированы долгосрочные партнёрские отношения между менторами и менти, чьё сотрудничество продолжилось после официального окончания их программы; созданы условия для развития и распространения разнообразия на уровне управления - руководители и новые сотрудники объединились для обмена передовым опытом.

Morgan Stanley
Morgan Stanley разработал программу менторинга специально для того, чтобы сохранить позиции женщин на торговых должностях. Руководство банка стремилось сдерживать высокие показатели текучести кадров в отделе продаж и поощрять женщин к участию и росту внутри компании. Результатом менторинга в Morgan Stanley стало развитие культуры, которая поддерживает гендерное разнообразие. Для 63% женщин-соискателей работы в банковском секторе, у которых никогда не было ментора, подобная программа может стать главным аргументом в пользу рекрутеров.

General Electric
Программа опытного коммерческого лидерства General Electric предназначена для обучения новых сотрудников в сфере маркетинга и продаж. Двухлетняя программа предусматривает менторинг и обучение навыкам продаж, и, как и многие другие, ментор-программы предназначены для обучения и поощрения нового поколения лидеров. Ротационная структура означает, что каждый человек может учиться по крайней мере в трех разных позициях в течение двух лет. После завершения программы выпускники могут взять на себя руководящую роль в выбранном ими секторе бизнеса.

Intel
Программа менторинга в технологическом гиганте Intel несколько отличается от традиционных программ. Корпорация Intel взяла традиционную идею наставничества и превратила ее в более динамичный процесс с очень конкретной целью передачи навыков между сотрудниками независимо от их должности и уровня опыта. Вместо того, чтобы сопоставлять высокопоставленных руководителей с новыми сотрудниками, они подбирают ментор-пары на основе сильных сторон претендентов для эффективной передачи знаний. Первоначально программа менторинга была задумана как способ быстрой подготовки неопытных менеджеров; в настоящее время она используется для обучения сотрудников разного уровня.

DHL Express
Судоходный гигант DHL Express разработал корпоративную политику менторинга в 2011 году с целью развития сотрудников с высоким потенциалом, предлагая индивидуальное обучение и поддержку со стороны менеджеров. Программа тщательно выбирала как менторов, которые стремились развить новые таланты, так и менти, которые имели чёткое представление о том, как выглядит их карьера. Одной из лучших особенностей этой программы является то, что она полностью добровольная, это означает, что все участники лично заинтересованы в результате.

Boeing
В рамках менторской программы Boeing стажеры и новые сотрудники взаимодействуют со старшими менеджерами и руководителями, чтобы ставить карьерные цели и планы в отделах бизнеса, инжиниринга, управления персоналом и IТ. Boeing внедрил формальные передовые практики для обеспечения успеха программ в своей организации. Программы работают в соответствии со строгими параметрами и определенными целями. Компания проводит ознакомительные занятия, на которых участники программы приобретают навыки, необходимые для поддержания взаимовыгодных отношений. Это помогает авиагиганту развивать карьеру талантливых сотрудников, лидерство и разнообразие навыков персонала.

Присоединяйтесь