Авторские права на компетенции принадлежат А.Прицкер. Цитирование разрешено со ссылкой на автора, а при использовании в обучающих продуктах разрешено с официального письменного разрешения автора и ссылкой на нее.
Компетенция 1. Профессиональные стандарты
Коуч соблюдает высокие стандарты честности и добросовестности в отношении предоставления своих профессиональных услуг.
Коуч совместно с клиентом определяет цель, план и результат коучинговых отношений. Содействует клиенту в исследованиях его потребностей для достижения результата. Ориентируется на действия, которые необходимо предпринять, чтобы достичь поставленной цели.
Это означает соблюдение всех соглашений, заключенных в контексте отношений бизнес-коучинга, а также соблюдение юридических и этических обязательств перед клиентом и другими лицами, которые вовлечены в коучинговое взаимодействие (например, спонсор, организация, коллеги).
На сертификации не оценивается, кроме случаев прямого несоблюдения Этического кодекса Национальной федерации профессиональных менторов и коучей
Компетенция 2. Заключение долгосрочного контракта в коучинге
Соблюдение делового и организационного контекста для заключения контракта с организацией на сертификации не оценивается
Компетенция 3. Заключение соглашения на коуч-сессию
Соблюдение делового и организационного контекста для заключения контракта с организацией
Коуч исследует запрос клиента, помогая ему осознать необходимые изменения в себе, в его бизнес-контексте и системе, в окружающем мире, которые помогут достичь желаемой цели.
ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ:
- Исследует контекст запроса клиента.
- Исследует страхи, убеждения и смыслы с целью помочь клиенту понять, каких изменений в своей жизни тот хочет достичь.
- Видит ситуацию клиента широко, включая весь бизнес-контекст и систему, в которой действует клиент, и приглашает клиента исследовать все сферы.
- Направляет внимание клиента на исследование системы и бизнес-контекста, в которых действует клиент, с целью осознать взаимное влияние для достижения желаемых изменений внутри данной системы или над ней.
- Фокусирует внимание клиента на личностных изменениях, а также на новом понимании клиентом себя внутри системы и бизнес-контекста.
- Фокусирует внимание клиента на связи его личных целей и потребностей со стратегическими целями и культурой компании, спецификой бизнеса, а также потребностями других людей.
- Выступает в роли думающего партнера, используя переговорный стиль с целью исследовать ситуацию клиента уже на этапе заключения соглашения на коуч-сессию.
КОУЧ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (позитивные индикаторы)
- Коуч заключает соглашение на коуч-сессию не только на уровне изменений в осознанности клиента, но также привносит системную осознанность на уровне бизнес-системы, взаимных влияний в системе и широкого стратегического взгляда с верхних уровней на ситуацию и желаемые изменения.
- Коуч исследует значимые и ценностные слова клиента, помогает клиенту понять их истинный смысл. Наблюдает невербальный уровень и делится своими наблюдениями, чтобы клиент глубже осознал смысл своего запроса.
- Коуч помогает клиенту исследовать бизнес-контекст, сопротивление и возможные ресурсы системы, чтобы получить максимально широкую картину своего запроса.
КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)
- Коуч не исследует глубинные потребности и смыслы клиента.
- Коуч не проясняет значение ценностных слов, энергии и самовосприятия клиента.
- Коуч не имеет намерения помочь клиенту исследовать и понять себя глубже.
- Коуч не создает четкого соглашения.
- Коуч не исследует бизнес-систему и весь контекст, влияющий на клиента.
- Коуч не проявляется в исследовании и не дает клиенту обратную связь о запросе, основанную на мыслях и наблюдениях коуча.
Компетенция 4. Установление взаимных доверительных отношений
Установление взаимного доверия и честного общения с клиентом.
Коуч воспринимает беседу как развивающую для обеих сторон, проявляет интерес к внутреннему миру клиента, легко, недирективно делится собственным мнением, видением, экспертным опытом. Коуч демонстрирует готовность экспериментировать в рамках профессиональных компетенций и разнообразия моделей коучинга. Коуч готов высказывать свою точку зрения и не соглашаться с клиентом, быть готовым в процессе сессии выходить за рамки своего комфорта и помогать в этом клиенту, идти на риск в ситуации напряжения и несогласия клиента. Коуч воспринимает напряжение как ресурс для исследования.
ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ:
- Доверяет клиенту как свободной личности, себе как профессионалу, коучингу как методу.
- Готов выходить за границы собственного комфорта, воспринимая себя как инструмент развития клиента.
- Проявляет понимание, эмпатию, отражает прогресс клиента, признает успехи, сильные стороны и уникальные характеристики клиента.
- Выступает в сессиях полноправным партнером, чье мнение и ощущения важны для достижения клиентом результатов. Открыто делится своими ценностями, взглядами, убеждениями и эмоциями, когда это уместно.
- Делится своим мнением, даже если он понимает, что клиент будет с ним не согласен.
- Создает безопасную обстановку для работы с деликатными вопросами (например, при работе со страхами).
- Видит границы привычного сознания клиента и предлагает ему исследовать эти границы. Коуч поддерживает клиента при выходе в зону неизвестности, дает ему возможность осознать свои сильные стороны и почувствовать уверенность.
- Фокусирует внимание клиента на новых сложных задачах, в свою очередь предоставляя соответствующую поддержку.
- Гибко и эффективно меняет роли (ментор, тренер), оставаясь в рамках коучинговых отношений и принципов, согласовывая изменение ролей с клиентом.
- Проявляет гибкость, разнообразие и эффективность, используя методы различных профессиональных школ коучинга, оставаясь в рамках коучинговых отношений и принципов.
- Готов экспериментировать в рамках профессиональных компетенций, высказывать свою точку зрения и не соглашаться с клиентом, быть готовым в процессе сессии выходить за рамки своего комфорта и помогать в этом клиенту.
КОУЧ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (позитивные индикаторы)
- Коуч проявляется в сессии через формы прямой коммуникации, давая возможность клиенту осознавать себя в партнерском диалоге.
- Коуч поощряет клиента исследовать не только личный запрос, но и окружающий его бизнес-контекст, систему, ее элементы, связи.
- Коуч использует сопротивление клиента для более глубокого исследования соглашения на сессию и прогресса клиента, раскрытия его потенциала, с разрешения клиента.
- Коуч испытывает любопытство к потребностям, вектору и новому уровню развития клиента, личности клиента, процессов взаимодействия клиента и бизнес-системы, в которой он находится, построению гипотез о ключевых изменениях для клиента.
КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)
- Коуч ограничивается в своих проявлениях на сессии исключительно вопросами или использует формально обратную связь.
- Коуч ограничивается привычной ролью спрашивающего даже в том случае, если для развития клиента необходимо сменить роль и дать клиенту новый взгляд для осознания себя в контексте бизнес-системы. У клиента есть потребность и готовность к смене роли коуча.
- Коуч не готов к исследованию сильных эмоций, и сопротивления клиента, при встрече с ними исследует безопасное и более понятное для него направление.
Компетенция 5. Управление качеством внимания в коуч-сессии
Умение удерживать в фокусе внимания все части системы коучингового процесса: наблюдение коучем своих процессов, процессов клиента, процессы динамики коуч-сессии.
Внимание коуча охватывает процессы личности клиента, информацию контекста бизнес-ситуации клиента, процессы коуча, процессы коуч-сессии. Коуч удерживает внимание на динамике клиента в процессе всех сессий и в коуч-сессии. Он наблюдает процессы и проявления личности клиента. Наблюдает восприятие клиента в системе его бизнес-контекста и системе взаимовлияний. Наблюдает за собственными реакциями, происходящими в коуч-сессии. Коуч направляет свое внимании в ситуации сильных эмоций и сопротивлений клиента на потребности клиента в развитии, воспринимает их как ресурс.
ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ:
- Управляет, исследует, преобразует эмоции клиента в потребности развития и большего понимания себя для клиента.
- Остается в процессах объективного наблюдения и профессиональной эффективности в моментах эмоциональных проявлений клиента. Способен исследовать, задавать эффективные вопросы, давать обратную связь, наблюдать ситуацию и вести сессию системно, проявлять любопытство.
- Осознает себя как часть системы коуч-сессии, поэтому чутко относится и доверяет всем изменениям, которые происходят в самом коуче, умеет осознавать их и относится к сигналам своего восприятия как к возможному ресурсу для исследования. Предлагает исследования, когда это уместно.
- Умеет управлять своими эмоциями на коуч-сессии, проявляет эмоциональный интеллект.
- Определяет индивидуальные стили обучения у клиентов и работает с разными стилями обучения.
- Умеет воспринимать ситуацию клиента системно, целостно и детально одновременно. Помогает клиенту исследовать ситуацию целостно и системно, и с точки зрения того, как она отражается на разных уровнях управления и взаимодействия.
КОУЧ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (позитивные индикаторы)
- Коуч удерживает внимание на множестве элементов: на системе клиента и ее связях, на потребностях долгосрочного контракта, на динамике клиента и на деталях коуч-сессии, это проявляется в вопросах, предложенных темах для исследования коуча и обратной связи.
- Коуч наблюдает клиента целостно, системно и детально одновременно. Это проявляется в вопросах, предложенных темах для исследования коуча и обратной связи.
- Коуч наблюдает личность клиента целостно и многуровнево (мышление, эмоции, паттерны, потребности изменения клиента в системе, в которой развивается клиент). Это проявляется в вопросах, предложенных темах для исследования коуча и в обратной связи.
- Коуч внимателен к своим чувствам, мыслям и реакциям в сессии. Он умеет их осознавать, выбирать для своих проявлений то, что будет эффективно для прогресса клиента, умеет отказаться от своих проявлений, которые не целесообразны.
- Коуч внимателен к выражению сильных эмоций клиента, его сопротивлению, внимание коуча направлено на потребность клиента в развитии.
КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)
- Коуч не направляет внимание клиента на исследование личности клиента, не замечает невербальных проявлений клиента в сессии, противоречий.
- Коуч не направляет внимание клиента на бизнес-контекст и систему, которые могут оказать влияние на цели и развитие клиента.
- Коуч не рассматривает собственные реакции как ресурс для развития клиента.
- Коуч в ситуации проявлений эмоций клиента теряет проявление профессиональных компетенций и управление коуч-сессией.
Компетенция 6. Активное и глубокое слушание
Умение слушать в целях поддержки самовыражения клиента, понимания клиента, создания и углубления процесса рефлексии клиента о понимании им своего внутреннего мира и своей ситуации
Коуч слушает клиента как целостную личность, с уровня мышления, идентификации, привычек, паттернов поведения. Глубинное слушание позволяет найти источник роста клиента для следующего этапа развития, обнаружить его ключевые потребности, способности и таланты. Коуч слушает, как система и бизнес-контекст влияют на цели клиента.
ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ:
- Слушает с разных фокусов внимания – личность клиента, его истинные потребности, страхи , привычки мышления, восприятие себя и ситуации , влияние системы и бизнес-контекста.
- Слышит, что у клиента уже есть, в чем потребность для перехода на новый уровень развития
- Замечает новые ценности, которые пока не осознаны клиентом
- Удерживает 5 и более элементов системы клиента (вербальное и невербальное проявление, потребности, заявленная соглашение на сессию, ценности, ценностные слова, триггеры и т.п.)
КОУЧ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (позитивные индикаторы)
- Коуч слушает клиента, чтобы помочь ему перейти на новый личностный уровень развития, основанный на его потребностях и той системе в которой он планирует разиваться. Об этом свидетельствуют вопросы, обратная связь коуча на сессии.
- Коуч слушает клиента целостно, и на уровне личности, и на уровне поведенческих проявлений клиента, в контексте системы и бизнес среды клиента, его жизни в целом.
- Коуч слышит страхи, неэффективное поведение, триггеры, а также привычки реагирования в системе, в которой действует клиент. И воспринимает их как ресурс для развития клиента
- Коуч слышит сильные стороны и таланты клиента, чтобы в дальнейшем использовать их как точку роста клиента в обратной связи.
КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)
- Коуч слушает клиента только на текущем уровне, не замечая признаков и потребности перехода на новый уровень
- Коуч слышит клиента одностороннее, только с одного уровня, например поведения. И пропускает информацию с других уровней. Это проявляется в вопросах и обратной связи.
- Коуч услышав страхи, «не эффективное» поведение и убеждения, привычки реагирования в системе, в которой действует клиент, задает вопросы которые связаны с стилем «починить» клиента, а не восприятием ресурса и потребности клиента.
- Коуч не слышит таланты и сильные стороны клиента, не предлагает рассматривать их как ресурс, не дает по ним обратную связь клиенту.
Компетенция 7. Эффективные вопросы.
Способность задавать вопросы, которые создают рефлексию клиента о себе, ситуации, целях, видении, поиске решения, выборе.
Коуч помогает клиенту исследовать свой запрос в рамках бизнес-контекста и системы, которая оказывает на него влияние. Вопросы коуча помогают клиенту выявить причинно-следственные связи и получить комплексный взгляд на ситуацию «сверху». Коуч помогает клиенту осознать следующий уровень своего развития.
ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ:
- Задает вопросы, способствующие системному пониманию контекста, в котором находиться клиент
- Задает вопросы, которые помогают клиенту осознать, что для него важно, как его решения влияют на команду, как его команда влияет на организацию в целом и, как их организация влияет на общество.
- Задает вопросы для исследования системы, в которой клиент действует, развивается, ищет решение на коучинге. Помогает клиенту осознать: принципы, правила, взаимосвязи, действующие в системе.
- С помощью вопросов проявляет партнерскую позицию и позволяет клиенту самому выбирать направление для исследования в сессии, выражать свое мнение, больше прислушиваться к своей интуиции.
- Предлагает клиенту исследовать его страхи и сопротивление. Задает вопросы, чтобы клиент осознал свое сопротивление и воспринял его как ресурс для собственного развития.
КОУЧ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (позитивные индикаторы)
- Коуч задает вопросы клиенту расширяющие его понимание бизнес-системы и контекста соглашения.
- Коуч помогает клиенту осознать, что явное и скрытое в системе влияет на него и какие возможности он может использовать как для собственного развития, так и для совершенствования бизнес-системы.
- Вопросы коуча помогают клиенту осознать свой следующий уровень развития с точки зрения личности и бизнеса. А также проясняют ценности, цели и особенности этого уровня, изменения в восприятии бизнеса и новый уровень мышления клиента.
- Коуч помогает клиенту сформировать понимание нового уровня развития бизнеса, его целей и системы взаимодействий.
КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)
- Вопросы коуча направлены только на личность, не исследуют уровень бизнес-контекста и осознания клиентом себя в этой системе, взаимовлияния.
- Коуч не исследует новый уровень развития клиента и его бизнеса.
Компетенция 8. Проявление коуча в сессии
Способность коуча делиться своими наблюдениями, мыслями, чувствами, интуицией, опытом во время коуч-сессии.
Коуч проявляется в сессии на равных, как партнер. Свободно и эффективно делиться различными форматами обратной связи. Коуч умеет гибко, уместно и эффективно проявиться из разных ролей в сессии: ментор, тренер, консультант, — согласовывая с клиентом смену роли и потребность в ней.
ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ:
- Свободно делится своим мнением, соблюдая формат обратной связи.
- Делится бизнес-опытом, предлагая клиенту переосмыслить и осознать предложенную информацию применительно к его запросу.
- Воспринимает сопротивление и возражения клиента в ответ на обратную связь как ресурс для исследования и готов, в случае несогласия клиента с обратной связью, быть не привязанным к своей точке зрения.
- Замечает особенности личности, эффективные и неэффективные стратегии поведения клиента, паттерны поведения клиента в системе. Делится своими наблюдениями и предлагает клиенту исследовать их.
- Замечает сильные стороны, таланты и мастерство клиента и предлагает их как ресурс для клиента.
- Приводит достаточное количество аргументов, сохраняя партнёрскую позицию и диалог.
- Делится своим кейсами, предлагая клиенту самому выбрать полезные параллели со своей ситуацией и бизнес-системой.
- Обратная связь коуча нацелена не только на исследование внутреннего мира клиента, но и на бизнес-контекст, в котором сформировался его запрос.
- Умеет эффективно и гибко давать различные форматы обратной связи.
- Умеет соотносить количество и качество своих проявлений в сессии с эффективностью и балансом проявлений клиента.
- Приводит достаточное количество аргументов, сохраняя партнерскую позицию и диалог.
КОУЧ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (позитивные индикаторы)
- Коуч-сессия представляет собой диалог между равными партнерами. Коуч вносит вклад в коуч-сессию как партнер и проявляется в форматах обратной связи с целью развития и прогресса клиента.
- Коуч делится своими мыслями и наблюдениями в контексте не только личности, но и с позиции широкого взгляда на систему и бизнес-контекст в целом.
- Коуч аргументирует ясно и кратко свою обратную связь, сохраняя партнерскую позицию и диалог.
- Замечает, что проявилось в клиенте из сильных сторон, талантов и мастерства, и предлагает их как ресурс для прогресса клиента.
- Коуч создает ситуацию сессии, в которой проявлений клиента больше, чем проявлений коуча.
КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)
- Коуч делится обратной связью, опытом, кейсами и мнением директивно, не в форме предложения, не даёт клиенту возможности осознать полученную информацию.
- Коуч использует однообразно обратную связь, шаблонные технологии обратной связи.
- Коуч не спрашивает мнение клиента относительно своей обратной связи.
- Коуч не использует аргументы для обоснования обратной связи.
- Коуч не дает обратной связи о наблюдаемых проявлениях клиента для его прогресса: сильные стороны, таланты и мастерство.
- Коуч проявляется в сессии больше, чем клиент.
Компетенция 9. Поддержка клиента в процессе развития
Поддержка клиента для осознания им своего прогресса в движении к долгосрочным целям на коуч-сессии и в процессе личных изменений.
Коуч исследует и помогает клиенту осознавать свой потенциал для выхода на новый уровень развития/изменений и делать их частью системного развития клиента.
ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ:
- Обсуждает с клиентом изменения на уровне личности.
- Предлагает клиенту осознать свои успешные стратегии, мастерство для прогресса, целей, нового уровня развития клиента в контексте жизни и бизнес-системы.
- Помогает клиенту выбирать стейкхолдеров для получения от них обратной связи. Обсуждает критерии выбора и возможные договоренности.
- Оказывает клиенту поддержку в процессе изменений (например, когда есть эмоции при движении в новое, в ситуациях неизвестности, вызова, когда у клиента не получается) с помощью обратной связи, в коучинговом и менторском форматах.
КОУЧ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (позитивные индикаторы)
- Коуч оказывает клиенту поддержку, предлагая использовать сильные эмоции как ресурс для построения системы изменений, которая позволит клиенту выйти на новый уровень развития.
- Коуч направляет внимание клиента на внутренние осознания о собственной личности и сильных сторонах, делает связь их с целями клиента, новым уровнем развития.
- Коуч предлагает обсудить потребность в обратной связи от системы, в которой развивается клиент.
КОУЧ НЕ ПРОЙДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ: (негативные индикаторы)
- Коуч не рассматривает обратную связь от системы, в которой работает клиент, как ресурс для его долгосрочного развития.
- Коуч не обсуждает прогресс изменений клиента на уровне личности.
- Коуч не спрашивает в итоге сессии, как клиент будет развиваться за рамками сессии в теме соглашения и инсайтов в сессии.
- Коуч проигнорировал процесс обсуждения поддержки в ситуации вызова для клиента (например, когда есть эмоции при движении в новое, в ситуациях неизвестности, вызова, когда у клиента не получается). Не владеет поддержкой в формате коучинга, менторинга и обратной связи.
Компетенция 10. Профессиональное развитие коуча
Коуч нацелен на профессиональное и личностное развитие
На сертификации не оценивается